Рис.1 Движение турпродукта на рынке - Книга предназначена для студентов экономических специальностей вузов, преподавателей,...


^ Рис.1 Движение турпродукта на рынке

Примечание:

1,2 Приобретение турпродукта. Получение права на тур

3,4 получение комплекса услуг в период следования до места дислокации и в месте пребывания туристов.

В этом случае следует выделить понятие «комплекс услуг», включающее услуги тура и дополнительные услуги;

- аналогично в состав турпродукта не могут включаться и товары. Товарный рынок представляет относительно самостоятельную часть мирового или регионального рынка, также как и рынок услуг, капитала, фондовый рынок и рынок рабочей силы. Проведенное исследование позволяет представить турпродукт как стоимостную категорию в следующем виде (рис.2):

Продолжим наше рассуждение:

Основным макроэкономическим показателем, характеризующим развитие экономики страны и в целом мирового хозяйства является Валовой Внутренний Продукт. По методологии ООН этот показатель рассчитывается как сумма доходов: заработная плата, всех видов прибыли, налогов и амортизации. По сути, ВВП фиксирует размер добавленной стоимости или условно-чистой продукции отдельных отраслей.


турпродукт

(право на «комплекс услуг»)




трансформация турпродукта

в туруслуги


услуги


Рис.2- Состав туристского продукта


«Комплекс услуг» включает услуги туристов в рамках тура и дополнительные услуги, представленные туристам.

На основе проведенного нами исследования понятие туристского продукта и туристской услуги был сделан вывод, что туристский продукт – это право на тур, т.е. право получение туристом в последствии комплекса услуг.

Проследим процесс формирования и реализации стоимости в условиях трансформации продукта в услугу и в конечном итоге выделим стоимость туристской услуги, как составной части ВВП страны1.

На первой стадии (клиент - турфирма) происходит реализация туристской путевки.

На этой стадии происходит обмен: турфирма получает стоимостной эквивалент туристской путевки, а клиент (турист) приобретает право на получение комплекса услуг. После реализации путевки определенная сумма «оседает» на расчетном счете и в кассе турфирмы. Следовательно, на первой стадии не происходит формирование стоимости валового туристского продукта. На этой стадии происходит только перераспределение денежного эквивалента стоимости турпродукта между участниками туристского рынка.

На второй стадии происходит перераспределение валового дохода (ВД) отдельными участниками туристского рынка в процессе хозяйственной деятельности. В результате перераспределения ВД образуются относительно самостоятельные стоимостные формы: материальные затраты, чистый продукт и прибавочный продукт.

ВВП как результат совокупных услуг в сфере туризма образуется в результате выделения определенных категорий в вышеуказанных формах.

В материальных затратах выделяется амортизация, в необходимом продукте все виды оплаты труда, в прибавочном продукте прибыль, налоговые отчисления. В результате перераспределительного процесса совокупности услуг (комплексная услуга), их стоимостное выражение формирует ВВП в сфере туризма. Поэтому, на наш взгляд, правомерно говорить о стоимости выраженной туристской услуги в ВВП, а не о стоимости выражений.

Туристская услуга представляет собой экономическую категорию, возникающую на основе экономической категории «туристский продукт», направленную на получение туристом материальных и духовных потребительских благ (комплекса услуг) или образующуюся непосредственно в месте пребывания туриста как результат перераспределительного процесса, формирующего ВВП в сфере туризма.


В экономической литературе существует толкование товара и услуги. А.Ю. Александрова выделяет особенности категорий товара и услуг (Рис. 3)2


Товары




Услуги

Производство




Продажа










Хранение




Одновременное производство и потребление







Продажа
















Потребление








^ Рис.3. Производство (продажа) товара и услуг

В частности, автор замечает: «Неотделимость производства от потребления услуг обуславливает изменение роли покупателя и продавца в процессе воспроизводства».1. На наш взгляд автор правомерно разграничивает услугу как самостоятельную форму функционирования на рынке. В то же время является спорной позиция авторов относительно одновременного производства и потребления услуг. Приведем примеры. При продаже турпродукта туристу услуги оказываются с определенным разрывом во времени (услуги транспорта, услуги гостиничного хозяйства и т.п.)

Питание в гостинице, как одна из форм услуги, предоставляемой туристу, имеет свои особенности. Продукты питания, произведенные частным сектором продаются хозяйствующему субъекту. В этом случае они принимают форму товара. Товар может находиться определенное время на хранении, подвергаться переработке, затем в виде продуктов питания предоставляется туристам, принимая форму услуги. Поэтому можно утверждать, что при определенных обстоятельствах произведенные продукты трансформируются в товары, подвергаются хранению и переработке и затем принимают форму услуги на стадии потребления. Отличительная особенность в определенных случаях услуги в туризме заключается в том, что услуга оказывается туристу после продажи турпродукта, отсутствует ее одновременное производство и потребление.

В последнем случае происходит производство товара, а не предоставление услуги. На наш взгляд, такое разграничение функционирования товаров и услуг позволяет выделить самостоятельные стоимостные формы и определить роль участников в производстве товаров и оказания услуг в сфере туризма.

Продвижение турпродукта на рынок туристских услуг связано в основном с денежными отношениями, приобретающими характер финансовых отношений.


    1. ^ Взаимосвязь функционирования экономических субъектов на рынке финансовых услуг

Сущность любого рынка заключается в том, что он обеспечивает формирование спроса и предложения, иначе говоря, сводит продавцов и покупателей. На рынке финансовых услуг участников объединяют интересы, связанные с движением денег и имеет свою специфику.

Рынок финансовых услуг (как составная часть финансового рынка) объединяет спрос и предложение, возникающие в связи с движением стоимости как форм денежных отношений. Рынок финансовых услуг включает «оптовую» и «розничную» составляющие (рис. 4). В первом случае основными клиентами различных институтов являются корпоративные клиенты. Во втором случае в качестве таковых выступают частные лица.

«Розничная» составляющая рынка финансовых услуг в странах с развитой рыночной экономикой достигает до четверти всего рынка, превращаясь, таким образом, в самостоятельный рынок с масштабным оборотом. По оценкам специалистов эта составляющая чрезвычайно перспективна и для российского рынка финансовых услуг. Это обусловливает растущий интерес к ней со стороны практиков. Однако до последнего времени он не поддерживался со стороны теоретиков.





^ Рынок финансовых услуг

(финансовый рынок)




Оптовая составляющая Розничная составляющая




Корпоративные Финансовые услуги

финансовые услуги населению (домохозяйствам)


^ Рис. 4 - Агрегированная структура финансового рынка

При всей значимости рынка финансовых услуг для рыночной экономики обзор диссертационных исследований показал очевидный недостаток диссертаций с подобным объектом или предметом исследования. Среди работ в этой области можно отметить исследование Пациорковского В.В. на тему «Сфера услуг населению: состояние и перспективы развития»1, а также исследование Боуша Г.Д. на тему «Государственное регулирование сферы платных услуг населению»2, где финансовые услуги затрагиваются лишь косвенно, что явно недостаточно, учитывая специфику этих услуг. В монографиях Батунина М.Ю. «Формирование финансового рынка и его роль в стимулировании развития экономики»3, Быковой Н.И. «Формирование финансового рынка Российской Федерации и роль банков в его развитии»4, Воеводской Н.П. «Закономерности формирования российского финансового рынка в условиях переходной экономики»5 рассматриваются вопросы развития в России финансового рынка, однако акцент делается, главным образом, на финансовые услуги предприятиям и организациям, сфера финансовых услуг населению затрагивается лишь опосредованно. В монографиях Петриченко М.П. «Закономерности государственного регулирования финансового рынка в России»1, Манаковой Т.А. «Становление региональной инфраструктуры финансового рынка в переходной экономике»2, Бурдиной Е.В. «Экономико-статистическое исследование финансового рынка: на примере деятельности банков», Шпилевой Е.В. «Статистический анализ взаимосвязи сегментов финансового рынка России», Черновского А.К. «Инвестиционная стратегия в условиях финансового рынка России»3, Шахмановой В.И. «Инвестиционные фонды в системе отношений финансового рынка»4 рассматривается лишь отдельные стороны финансового рынка, и практически вне сферы внимания остаются финансовые услуги населению. Финансовые услуги для населения рассматриваются в диссертационном исследовании Казимагомедова А.А. «Операции и услуги коммерческих банков для населения»5, однако, как видно из названия, в нем затрагивается лишь один из сегментов рынка финансовых услуг - банковские услуги. В докторской диссертации В.А.Черненко на тему: «Потребительский кредит в Российской Федерации » рассматриваются услуги в сфере кредитных отношений при получении населением товаров или оказания услуг.50

Обзор научных публикаций также не позволяет рассмотреть различные подходы авторов к границам рынка финансовых услуг населению. На наш взгляд, такой подход неправомерен и искусственно сужает рынок финансовых услуг.

В этих условиях, говоря о границах рынка финансовых услуг в целом и финансовых услуг для населения в частности, необходимо обратиться к классификаторам. В системе классификаторов России непосредственное отношение к объекту исследования имеют:

• Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства»
(ОКОНХ), утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР,
Госстандартом СССР 01.01.1976 г. (последняя редакция от 15.02.2000);

• Общероссийский классификатор услуг населению (ОКУН), утв.

Постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. № 163 (действующая редакция от 05.03.1999);

• Общероссийский классификатор видов экономической деятельности
(ОКВЭД), утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. №
454-ст (действующая редакция от 01.02.2002).

В рамках ОКОНХ все виды деятельности сгруппированы в сферу материального производства и непроизводственную сферу. К сфере материального производства отнесены виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других видов деятельности, являющихся продолжением сферы производства в сфере обращения.

Остальные виды деятельности, в процессе которых материальные блага не создаются, сгруппированы в непроизводственную сферу1. При таком подходе к классификации видов деятельности финансовые услуги отражены в составе непроизводственной сферы как отрасль «Финансы, страхование, пенсионное обеспечение» (код 96000). Состав отрасли с учетом примененной в ОКОНХ иерархической классификации приведен в Приложении 1.

В составе отрасли «Финансы, страхование, пенсионное обеспечение» в качестве подотраслей выделены:

В рамках данного классификатора, финансовые услуги выделены в отрасль отражен достаточно широкий перечень хозяйствующих субъектов, работающих на финансовом рынке. Однако в классификаторе отсутствует детализация финансовых услуг, которая позволила бы отнести их к финансовым услугам населению, оказываемым в других отраслях народного хозяйства. Кроме того, классификатором не предусмотрено выделение корпоративных финансовых услуг и финансовых услуг населению. Заметим, что этот классификатор утратил силу на территории Российской Федерации с 1 января 2003 г. в связи с принятием Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, в дальнейшем анализе ОКОНХ нет необходимости.

В рамках Общероссийского классификатора услуг населению (ОКУН), введенного в действие с 1 января 1994 г., сделана попытка устранить отмеченные выше недостатки ОКОНХ. Классификатор нацелен на решение задачи развития и совершенствования стандартизации в сфере услуг населению, оказываемых предприятиями и организациями различных организационно-правовых форм и форм собственности. Совокупность финансовых услуг населению отражена в данном классификаторе в нескольких группах (Приложение 2).

Таким образом, в данном классификаторе финансовые услуги отражены в следующих группах:

Таким образом, ОКУН дает более детализированное представление об услугах населению и финансовых услугах.

Учитывая, что биржи работают, главным образом, на корпоративных клиентов, их деятельность в рамках финансового посредничества, как это было в ОКОНХ, в ОКУН не предусмотрена, а все операции, связанные с СКВ и ценными бумагами, справедливо рассматриваются в разделе «Услуги банков».

Вместе с тем, из классификатора выпал весь спектр услуг в рамках пенсионного обслуживания, которые, по нашему мнению, представляют собой важную составную часть сферы услуг населению в целом и финансовых услуг в частности.

Анализируя различные подходы к составу рынка финансовых услуг, необходимо рассмотреть вновь принятый классификатор ОКВЭД - Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОКВЭД отменил действие Общесоюзного классификатора отраслей народного хозяйства и введен в действие с 1 января 2003 г. Перечень примененных в ОКВЭД классификационных группировок предусматривает разделение видов деятельности на классы, подклассы, группы, подгруппы и виды. Основные виды финансовой деятельности отражены в разделе с одноименным названием и некоторых других разделах (Приложение 3).

Как видно из приложения, раздел «Финансовая деятельность» в соответствии с ОКВЭД включает:

• финансовое посредничество (код 65), где предусмотрены подклассы -денежное посредничество (главным образом, деятельность Центробанка в рамках разработки и проведения единой государственной денежно-кредитной политики) и прочее финансовое посредничество; последнее включает финансовый лизинг, предоставление кредитов (включая корпоративное, потребительское, ипотечное, ломбардное кредитование, обеспечение функционирования системы кредитных карточек), капиталовложения в собственность и ценные бумаги, биржевую и дилерскую деятельность;

Таким образом, финансовый рынок чрезвычайно многогранен и включает денежное и финансовое посредничество, страхование, негосударственное пенсионное обеспечение и деятельность по управлению — от государственного управления финансами до управления финансово-промышленными группами, холдинг-компаниями, биржами, денежным обращением и т.д. Эта деятельность осуществляется структурами нескольких отраслей: банками и страховыми компаниями, негосударственными пенсионными и инвестиционными фондами, финансово-промышленными группами и иными финансовыми структурами, учреждениями связи и предприятиями сферы бытовых услуг (ломбардами). Не занимаясь собственно финансовой деятельностью, структуры государственного управления осуществляют ее регулирование и тем самым становятся косвенными участниками этого рынка. Финансовую деятельность в том или ином виде в условиях рыночной экономики осуществляем каждый хозяйствующий субъект, и в этом смысле все они также являются участниками рынка финансовых услуг.

Рассмотрение этого рынка с позиции финансовых услуг населению сужает границы нашего исследования. В этом случае из объекта исследования выпадают хозяйствующие субъекты, для которых финансовая деятельность не является основной, и которые не работают с населением, а также управленческие структуры всех уровней. В сфере внимания в данном случае остаются:

В наиболее агрегированном виде на финансовом рынке к настоящему времени сформированы три наиболее масштабные составные части: банковский рынок, фондовый рынок, страховой рынок (включая негосударственное пенсионное страхование). В рамках каждого из этих рынков оказываются корпоративные финансовые услуги и финансовые услуги населению (домохозяйствам). Детальная структура последних, по мнению авторов, может быть представлена в варианте, отличном от ОКВЭД.

Обмен статистической информацией в системе Госкомстата Рос­сии обеспечивается посредством использования классификаторов тех­нико-экономической информации. Классификатор представляет со­бой систематизированный свод классификационных признаков и их кодовых обозначений. В зависимости от применения классификато­ры подразделяются на три группы:

• общегосударственные, используемые во всех отраслях и на всех уровнях управления;

• отраслевые, используемые в пределах одной отрасли;

• локальные, используемые в пределах предприятия (организации) или группы предприятий.

Переход на СНС-93, принятую в качестве стандарта для опреде­ления макроэкономических показателей в стране, предполагает исполь­зование системы стандартных общероссийских классификаторов тех­нико-экономической и социальной информации (ОК ТЭСИ), которые должны удовлетворять международным требованиям гармонизации с классификациями и стандартами ООН и Европейского союза (ЕС). Создание и внедрение системы национальных классификаций осуще­ствляются в соответствии с Законом Российской Федерации «О стан­дартизации» от 10.06.93 № 5154-1 (с последующими изменениями и дополнениями), Государственной программой перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики, а также с целью реализации постановления Правительст­ва РФ от 01.11.1999 г. № 1212 «О развитии единой системы классифика­ции и кодирования технико-экономической и социальной информации». Основными задачами новой системы кодирования, необходимой для создания СНС, являются:

• создание условий для единого информационного пространства

на территории России;

• систематизация информации по единым классификационным правилам и использование их при прогнозировании социально-эко­номического развития страны и ведении учета и отчетности;

• информационное обеспечение налогообложения, лицензирова­ния, квотирования, операций с недвижимостью, социального страхо­вания;

• упорядочение стандартизации и сертификации выпускаемой про­дукции и оказываемых услуг;

• обеспечение межотраслевого обмена информационными ре­сурсами;

• гармонизация системы кодирования с международными и реги­ональными классификациями и стандартами.

В связи с переходом на принятую в международной практике сис­тему учета и статистики в Российской Федерации создан и функцио­нирует Единый государственный регистр предприятий и организаций, учреждений и объединений (ЕГРПО). ЕГРПО позволяет группировать предприятия по следующим признакам:

• отрасль и вид деятельности;

• форма собственности и организационно-правовая форма;

• территория и экономические показатели.

Информационный фонд ЕГРПО включает:

• регистрационный код субъекта;

• сведения об отраслевой, территориальной принадлежности, под­чиненность, вид собственности, организационно-правовую форму;

• справочную информацию (Ф.И.О. руководителя, адрес и другие сведения);

• экономические сведения, объединяющие показатели по произ­водственной деятельности.

Идентификационный, классификационный и справочный разде­лы заполняются субъектами в процессе государственной регистрации. Информационной основой ЕГРПО является Общероссийский класси­фикатор предприятий и организаций (ОКПО) и другие взаимосвязан­ные с ОКПО общероссийские классификаторы: Общероссийский классификатор органов государственной власти и управления (ОКОГУ), Общероссийский классификатор объектов административ­но-территориального деления (ОКАТО), Общероссийский классифи­катор организационно-правовых форм предприятий и организаций (ОКОПХ), Общероссийский классификатор форм собственности (ОКФС).

Использование общероссийских классификаторов позволяет про­водить автоматизированную обработку статистических данных, обес­печивать соответствие информационных потоков между системами разных уровней управления.

В состав Единой системы классификации и кодирования техни­ко-экономической и социальной информации (ЕСКК) входят 27 дей­ствующих общероссийских классификаторов технико-экономической и социальной информации, 22 из них используются в статистических целях и относятся к следующим группам классификаторов:

• классификаторы информации о трудовых и природных ресурсах;

• классификаторы информации о продуктах труда, производствен­ной деятельности и услугах;

• классификаторы информации о структуре экономики и админи­стративно-территориального деления страны;

• классификаторы управленческой информации и документации. Используемые общероссийские классификаторы служат основой

для проведения статистических наблюдений социально-экономиче­ских явлений на федеральном уровне.

Важнейшей классификацией сфер деятельности по отраслям1 до последнего времени был Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ). На основе этого классификатора обес­печивалось проведение статистических наблюдений, в частности груп­пировка предприятий и организаций по отраслям для анализа межот­раслевых связей и пропорций в развитии хозяйства страны, сопоста­вимость показателей при анализе экономической эффективности от­раслей народного хозяйства, а также увязка плановых и отчетных по­казателей развития отраслей.

Внутри крупных отраслей народного хозяйства выделялись более дробные отрасли, представлявшие собой совокупность предприятий, производящих однородную продукцию, или совокупность учрежде­ний, организаций, связанных с выполнением определенных обществен­ных функций.

Классификационной единицей отрасли являлось состоящее на са­мостоятельном балансе предприятие, учреждение, организация всех форм собственности. Каждое отдельное предприятие (организация) в зависимости от характера основного вида деятельности относилось к какой-либо одной отрасли народного хозяйства.

Если на предприятии, в учреждении, организации имелись под­собно-вспомогательные производства, осуществлявшие различные функции, если они имели самостоятельную систему учета, форму соб­ственности и были выделены в отдельные учетные единицы (напри­мер, медицинские, культурно-бытовые, строительные, торговые и т. п.), то такие производства и подразделения относились к отрас­лям, которые соответствуют характеру их деятельности в обществен­ном разделении труда.

Некоторые непроизводственные виды деятельности были пред­ставлены в виде собирательных отраслей. Такой отраслью являлась «Здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение», которая включала следующие подотрасли1:

• здравоохранение;

• отдых и туризм;

• физическую культуру;

• социальное обеспечение.

В Приложении 4 представлены подотрасли указанной отрасли, объеди­няющие предприятия и организации, деятельность которых связана с туризмом.

Источником информации по туризму также являлась статистиче­ская отчетность следующих отраслей: пищевой промышленности, лес­ного хозяйства, транспорта, торговли и общественного питания, куль­туры и искусства.

Как отмечалось раннее, ОКОНХ отменен, поскольку в России этот клас­сификатор не позволяет достоверно отразить существующую хозяйст­венную инфраструктуру. К тому же ОКОНХ довольно сложно исполь­зовать для международных сопоставлений. Отсутствуют международ­ные аналоги этого классификатора для описания рыночной экономи­ки. Поэтому данный классификатор считается морально устаревшим.

Особую группу в экономических классификациях составляют фун­кциональные классификации, используемые в СНС. Основные из них: классификация институциональных единиц по секторам экономики, классификация индивидуального потребления по целям, классифика­ция функций государственных органов, классификация целей неком­мерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства, клас­сификации финансовых и нефинансовых активов.

Отсутствие большинства из этих классификаций осложняет иден­тификацию информационных потоков услуг, затрудняет их правильное отражение, тормозит дальнейшее развитие СНС и приведение системы количе­ственного описания экономики к международному стандарту. Классификация институциональных единиц1 по секторам2. Вне­дрение СНС, целью которой является макроэкономический анализ, требует разработки новых функциональных классификаций, исполь­зуемых в системе национальных счетов, в частности классификации институциональных единиц по секторам. По концепции СНС группи­ровка хозяйствующих субъектов предусматривает выделение следую­щих секторов экономики.

1. Сектор нефинансовых предприятий - институциональные еди­ницы, которые производят продукты и «нефинансовые» услуги для реализации по ценам выше стоимости издержек производства. К это­му сектору условно относят предприятия, которые полностью финан­сируются за счет бюджета. Сюда включаются хозяйствующие субъекты всех форм собственности.

2. Сектор финансовые учреждения - институциональные едини­цы, занятые финансовыми операциями на коммерческой основе и опе­рациями по страхованию.

3. Государственные учреждения - институциональные единицы, предоставляющие рыночные и нерыночные услуги для коллективно­го потребления, осуществляющие функции перераспределения наци­онального дохода и богатства. К этому сектору относятся государствен­ные учреждения и организации, финансируемые из госбюджета.

4. Негосударственные, некоммерческие организации, обслужива­ющие домашние хозяйства. Данный сектор включает общественные организации, занятые оказанием нерыночных услуг домашним хозяй­ствам: политические партии, профсоюзы, церковь.

5. Домашние хозяйства. Этот сектор охватывает население и пред­принимательскую деятельность населения по производству продук­ции и услуг.

6. Сектор «остальной мир» - включает зарубежные экономические единицы, осуществляющие операции с резидентами данной страны.

Подобная группировка новая для российской статистической прак­тики. Целью ее создания является возможность анализа и прогнози­рования потоков товаров и услуг, капитала, финансовых операций в разрезе отдельных секторов. В рамках отдельных секторов разраба­тываются системы счетов групп экономических единиц, объединен­ных однородными функциями, выполняемыми в экономике, напри­мер оказание туристских услуг. Такие счета обеспечивают анализ ста­дий экономического производства товаров и услуг, образования, рас­пределения, перераспределения, использования доходов на потребление и сбережение по каждому сектору. Исключение составляют до­машние хозяйства, которые не ведут счетов, они самостоятельно рас­поряжаются своими ресурсами.

Деятельность, связанная с предоставлением туристских услуг, при­сутствует во всех секторах экономики. Наиболее крупным является сектор нефинансовых предприятий, его доля в экономике составляет около 80 %. Одной из важнейших и сложнейших проблем статисти­ческой науки и практики в нашей стране и в других странах является разработка вспомогательного счета в туризме и целого ряда сателлитных счетов, имеющих отношение к счету производства.

Внедрение Общероссийского классификатора институциональных единиц по секторам экономики позволит решить проблему распреде­ления институциональных единиц по секторам для проведения расче­тов макроэкономических показателей в соответствии с принятой ме­тодологией системы национальных счетов.

Группировка хозяйствующих субъектов по секторам экономики в соответствии с данным классификатором требует выделение и их специфических признаков, в частности, денежных отношений в секторе нефинансовых учреждений, в том числе и турфирмах.

В экономической литературе существуют различные точки зрения на денежные отношения в турфирмах, принимающие характер финансовых.

И.Г. Балабанов и А.И. Балабанов определяют финансы туристской фирмы как финансы хозяйствующего субъекта1. Данное определение не раскрывает сущность денежных отношений, формирующих специфику данной экономической категории. Денежные отношения по формированию и использованию различных денежных фондов рассмотрим на микроуровне (предприятие, фирма) в процессе кругооборота капитала по следующей форме:

Д-Т-П-ТI-ДI, где

Д – авансированная стоимость капитала;

Т – товар, который включает материальные и трудовые ресурсы;

П – производство;

ТI – готовая продукция;

ДI – денежные средства, полученные от продажи продукции.

На основе кругооборота капитала видно, что кругооборот капитала Д завершился приростом d. Д= Д+d

В процессе кругооборота средств предприятия возникают денежные отношения, относящиеся к категории финансы.

В экономической литературе в широком смысле слова дается следующее определение финансов. Финансы – это система экономических денежных отношений, имеющая императивную форму образования по поводу перераспределения совокупного общественного продукта (главным образом национального дохода), выражающая процессы формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов и средств с целью выполнения государством своих функций и принимающая законодательно закрепленных характер использования.2

В целом необходимо согласиться с определением категории финансы. В то же время следует заметить, что понятие «экономические денежные отношения» в определении финансы неправомерно. На наш взгляд, любые денежные отношения являются экономическими. Поэтому правомерно говорить, что финансы – это система денежных отношений. Из определения категории финансы и кругооборота капитала выделим денежные отношения, относящиеся к финансам.

Д – авансированная стоимость капитала (уставный фонд);

ДI – денежные средства, полученные после оплаты за поставленную продукцию, аккумулирующиеся на расчетном счете предприятия и в кассе;

денежные отношения, связанные с уплатой налогов, в т.ч. налога на доходы физических лиц;

денежные отношения, формирующие денежные фонды предприятия; в том числе и амортизационный фонд.

Рассмотрим кругооборот средств в туризме и выделим денежные отношения, относящиеся к финансам.

Кругооборот оборотных средств в туризме можно представить1 схемой:

Д – Т - ДI ,



В

где Д - денежные средства, авансированные туристской фирмой на организацию тура, т.е. на создание туристского продукта;

Т – материальные и нематериальные услуги туризма, а так же товары туристско-сувенирного назначения;

В - туристские впечатления;

ДI – денежные средства, полученные от реализации услуг, товаров, туристских впечатлений и включающие добавленную стоимость2.

Проведем анализ этой формы кругооборота. Допустим, схема кругооборота отражает функционирование агентства.

Д – авансированная стоимость капитала (уставный фонд). На первой фазе производственного цикла средства фонда используются на приобретение основных фондов, лицензии, внеоборотных активов.

На схеме кругооборота – это не что иное, как Т. При формировании уставного фонда денежные направляются на приобретение основных фондов и внеоборотных активов. Отсюда следует вывод: у турагентства отсутствуют свободные средства на приобретение турпутевки у туроператора. Поэтому турагентство приобретает турпутевки по договору с туроператором. При продаже путевки клиент получает право на тур, а у турагентства аккумулируются денежные средства, которые впоследствии распределяются между турагентством и туроператором. Полученный доход этими субъектами перераспределяется в соответствии со сроками уплаты налогов, выплатой заработной платы, формированием амортизационного фонда. Перераспределение денежных средств носит характер денежных отношений, относящихся к категории финансы. Чистая прибыль турагентства при ее капитализации направляется на создание резервного фонда и других фондов. В этом случае денежные отношения носят характер финансовых отношений. Если чистая прибыль распределяется между акционерами в виде дивидендов, то определенная часть дохода акционеров облагается налогом. Денежные отношения по уплате налога относятся к финансам. При выплате заработной платы сотрудником взимается налог на доходы физических лиц. Турагентство уплачивает в зависимости от фонда заработной платы Единый социальный налог. В этих случаях так же возникают денежные отношения, относящиеся к категории финансы. У турагентств возникают финансовые отношения при оплате коммунальных услуг, оплате аренды.

Аналогичный характер финансовых отношений возникает и у туроператора. Особенностью туроператорской деятельности является перераспределение добавленной стоимости в форме дохода различным участникам туристской деятельности. У турагентств могут возникнуть и другие денежные отношения, которые носят характер финансовых отношений. Эти финансовые отношения не являются областью нашего исследования.

В экономической литературе существует мнение, что финансовые отношения у турагентства возникают и с банковской системой при получении и погашении кредита…1 По этому поводу следует заметить, что кредит является относительно самостоятельной экономической категорией. Кредитные отношения связаны с перераспределением ссудного капитала банковской системы. Поэтому эти денежные отношения следует рассматривать отдельно от финансовых отношений.

Нельзя согласиться с позицией авторов, считающих, что «особенности финансов… в туризме проявляются не в их сущности и функциях, а в специфичности организации финансовых отношений и функционировании финансового механизма.2

Финансы, являясь относительно самостоятельной категорией отражают наиболее существенные связи и отношения реальной действительности…3 В этой связи следует отметить, что существование категории отражает содержание отношений, проявляющихся в различных формах. При этом содержание и форма при определенных экономических отношениях образуют единое целое. Поэтому утверждение авторов относительного того, что особенности финансов в турфирме (как, впрочем, и других отраслях – прим. авторов), проявляются не в сущности и функциях безосновательны. По нашему мнению нельзя говорить о специфичности организации финансовых отношений и т.п., если отсутствует категория финансы. Именно факт существования экономической категории – финансы определяет особенности денежных отношений субъектов различных отраслей хозяйства.

Продолжим наше рассуждение.

В 1993 г. был разработан Общероссийский классификатор видов экономической деятельности продукции и услуг (ОКДП)4, который входит в состав Единой системы классификации и кодирования тех­нико-экономической и социальной информации (ЕСКК) Российской Федерации. Проблемы, связанные с использованием ОКОНХ, пред­полагалось решить при использовании ОКДП, т. е. разработкой стати­стической информации в разрезе видов экономической деятельности.

В основу построения ОКДП положены Международная стандарт­ная отраслевая классификация (МСОК) - International Standard Indust­rial Classification of all Economic Activities (ISIC) и международный Классификатор основных продуктов (КОП) - Central Products Classification (CPC).

ОКДП представлял собой систематизированный свод классифи­кационных группировок соответствующих объектов классификации, являлся составной частью общей системы классификации и кодиро­вания экономико-статистической информации. Он был предназначен для использования в качестве единого языка общения производителей и потребителей видов продукции и услуг, а также для описания и регулирования национальной экономики Российской Федерации.

В ОКДП туристская деятельность была представлена в следую­щих разделах1:

Раздел Н. Гостиницы и рестораны.

Раздел I. Транспорт, складское хозяйство и связь.

Раздел N. Здравоохранение и социальные услуги.

Раздел О. Деятельность по предоставлению коммунальных, соци­альных и прочих персональных услуг.

Специалисты признавали недостатки данного классификатора, в частности несовершенство структуры. Его группировки не всегда соответствовали Международной стандартной отраслевой классифи­кации (MCOK/ISIC), не в полной мере были отражены особенности и специфика национальной экономики.

В составе ОКВЭД сформированы следующие отрасли, имеющие отношение к туризму (Таблица 1).

Экономическая статистика применяет большое число классифи­каций частного назначения, например Общероссийский классифика­тор услуг населению (ОКУН), который используется для характерис­тики услуг по разным признакам.

В соответствии с действующим ОКУН к туристско-экскурсионным услугам относятся перечисленные ниже услуги.


Таблица 1

^ Структура ОКВЭД на уровне разделов, подразделов, классов


Разделы и под­разделы

Наименование разделов и подразделов

Коды классов, входящих в разделы и подразделы, и их наименование

Н

Гостиницы и ресто­раны

55. Деятельность гостиниц и ресторанов

I

Транспорт и связь

-

60. Деятельность сухопутного транспорта 61. Деятельность водного транспорта 62. Деятельность воздушного транспорта 63. Вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность 64. Связь

N

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

85. Здравоохранение и предоставление социальных услуг

О

Предоставление прочих коммуналь­ных, социальных и персональных услуг

92. Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта


1. Туристские услуги:

2. Экскурсионные услуги:

• реализация услуг бюро экскурсий (организация индивидуальных и групповых экскурсий);

• экскурсии, которые подразделяются:

по видам - обзорные, тематические, музейные, пешеходные; по месту проведения - городские, загородные, на маршрутах выходного дня;

по видам используемых транспортных средств - теплоходные, авиационные, автобусные и пр.

Специалисты признают, что существующий ОКУН морально ус­тарел и не соответствует требованиям развитой рыночной экономики, современной практике системы учета и статистики.

Разрабатывается новый Общероссийский классификатор продук­ции и услуг по видам экономической деятельности (ОКПУД), гармо­низированный со Статистической классификацией продукции по ви­дам деятельности Европейского союза (КПЕС/СРА) и Перечнем про­дукции Европейского союза (ПРОДКОМ/PRODKOM). После приня­тия ОКПУД Общероссийский классификатор услуг населению будет отменен.

Предусмотрено создание отраслевых (ведомственных) классифи­каторов технико-экономической и социальной информации и класси­фикаторов указанной информации, используемых группой организа­ций, занимающихся аналогичными видами деятельности или одной организацией. Актуально такое положение и для видов дея­тельности, связанных с туризмом.



  1. ^ Исследование рынка туристских услуг на основе использования зарубежного опыта


1365243117077311.html
1365284466677453.html
1365384763592083.html
1365477814729181.html
1365547949518480.html