Мохан Дхар - 1. Программа международного семинара


^ Мохан Дхар,

редактор и политический обозреватель

журнала «Political events»


Роль СМИ в обеспечении демократических выборов


Выборы в парламент Индии и представительные органы власти штатов с точки зрения их шкалы, величины и сложностей – самые большие и наиболее активные демократические процессы в мире. Испытанная временем избирательная система является гордостью страны. Все учреждения, Избирательная комиссия, гражданское общество и СМИ с полной отдачей сил стремятся к тому, чтобы отстаивать и внести вклад в глубоко укоренившиеся демократические традиции, сочетающиеся с активной партийной системой, чтобы соблюдались все выборные правила со стороны кандидатов в депутаты и избирателей. Масс-медиа не должны допускать «партизанского» захвата политических новостей, ибо гласность дана партиям для привлечения избирателей.

Чтобы оценить величину демократического процесса, целесообразно привести некоторые статистические данные. Число избирателей, которые имели право участвовать в голосовании, на последних всеобщих выборах в нижнюю палату парламента (февраль–май) 2009 года составляло 714 миллионов – на 43 миллиона больше, чем в предшествующих выборах 2004 года. Количество мест в LOK SABHA (нижняя палата парламента), - 453. В стране были созданы 828 808 избирательных участков, установлены 1 миллион электронных машин голосования. В выборах участвовали 7 партий в национальном масштабе, 40 региональных партий, а также около 980 незарегистрированных партий и независимых кандидатов.

Обеспечивать средствами эти многочисленные партии в предвыборном процессе – огромная работа. Поскольку Конституция гарантирует каждому гражданину свободу выбора, право объединяться в движения и ассоциации, то невозможно ограничивать количество партий, которые могут участвовать на выборах. Но национальные и региональные партии, привлекающие большинство голосов, имеют право на получение определенных государственных средств.

Выборы в Индии – это экзамен на организованность и эффективность политических партий, а также на способность СМИ – электронных и печатных – повышать осведомленность избирателей о программах партий и кандидатов в депутаты, анализировать деятельность каждой партии и ее кандидатов для оказания помощи избирателям в правильном выборе. СМИ могут в лучшем случае инструктировать, а не отдавать предпочтение какому-либо кандидату или партии. Кроме того, от СМИ ожидают определенных действий в предупреждении избирателей об антиобщественных и антинациональных деструктивных силах. Для инструктирования СМИ имеется соответствующая законодательная база, позволяющая обеспечить открытый и демократический избирательный процесс. Кроме этого, есть ряд руководств, обязывающих СМИ предоставить избирателям объективную информацию о конкурирующих партиях.

Несмотря на то, что СМИ в Индии полностью свободны, они функционируют с определенными юридическими и добровольными ограничениями и обычно работают ответственно. В Индии – самое большое в мире количество периодических изданий, включающих тысячи названий ежедневных, еженедельных и ежемесячных журналов и газет, которые выходя на 24 национальных и местных языках. Телевизионную и кабельную сеть составляют свыше 100 каналов. Индийское правительство приняло постановление, регулирующие работу кабельного телевидения, в котором запрещается передача любой информации, связанной с выборами, если он не соответствует законодательству. Есть также закон, защищающий кандидатов в депутаты от клеветы в СМИ.

СМИ свободно анализируют деятельность партий и их кандидатов, очень часто критикуют ее, но с честной мерой объективности. Это оживляют предвыборную кампанию и усиливает демократический процесс. Выполнение задач СМИ облегчают политические партии и кандидаты, принявшие Код модели поведения в процессе выборов, который содержит добровольные инструкции в отношении проведения избирательной кампании. Например, согласно Коду партии или кандидату в депутаты запрещаются любые действия, которые могут вызывать напряженность или конфликты между религиозными или языковыми сообществами.

Конкурирующие политические партии могут критиковать программы и конкретные действия друг друга, но должны воздерживаться от критики каких-либо сторон личной жизни лидеров и работников партий, которые не имеют отношения к их общественной деятельности. Мечети, церкви, и другие религиозные места не разрешается использовать для пропаганды во время агитации предвыборной кампании.

Политическая реклама на телеканалах, кабельном телевидении и радио во время выборов строго регулируется вышеуказанным постановлением о регулировании сети кабельного телевидения. В мультирелигиозной демократии, каковой является Индия, Избирательная комиссия обязана вести надзор за трансляциями в интересах мира и гармонизации. Она может делегировать свои полномочия для надзора за политической рекламой штатным или окружным властям. Схожие правила касаются и радио.

Кроме упомянутых выше, нет никаких ограничений для распространения новостей и взглядов партий и их кандидатов, для дебатов и дискуссий в электронных и печатных СМИ. Периодические издания могут изучать общественное мнение и публиковать итоги его анализа до дня голосования. Но руководящие документы Избирательной комиссии запрещают печатным изданиям и телевизионным каналам распространять результаты опроса общественного мнения за 48 часов до начала голосования и полтора часа после окончания голосования. Это предотвращает влияние результатов опроса на решение избирателей. Данное обстоятельство характерно для Индии, где процесс голосования длится несколько дней и даже недель из-за географических условий в стране.

Что касается печатных СМИ, то на выборах они руководствуются инструкциями Пресс-Совета Индии. Последний аргументирует это тем, что открытые и свободные выборы обеспечили в стране демократию, и печатные СМИ должны быть защищены от использования их для обмана избирателей и манипуляции ими.

^ Сажжад Малик,

старший редактор газеты «Daily Tames» ( Пакистан)


СМИ и выборы


Свободные СМИ – это очень важное средство во время выборов. Потому что они являются связующим звеном между кандидатами и народом, позволят электорату сделать свой выбор, дадут кандидату возможность для участия в публичных дебатах, а также формируют мнение граждан о кандидате и его партии. СМИ создают почву для конкуренции политических партий, обнародует их программы, информируют населения об избирательной кампании. Они освещают все вопросы, связанные с выборами, а также публикуют результаты последних.

В основном СМИ подразделяются на две категории: электронные и печатные. По другим параметрам их можно разделить на государственные и частные. Государственные СМИ охватывают всю страну и контролируются государством. В этом плане СМИ играют основную роль в освещении выборов. Частным СМИ быть нейтральным очень сложно. В большинстве случаев они зависят от различных ведомств и не могут освещать беспристрастно. Электронные СМИ – это, в основном, коммерческие предприятия, и они работают на основе определенных грантов и закона, стараясь обычно быть объективными и конкурентоспособными. Исходя из нашего опыта, можно сказать, что частные СМИ играют важную роль в освещении транспарентности выборов, их информация более надежная, чем у государственных.

Второй вид – это печатные СМИ, которые тоже играют не менее важную роль, нежели электронные СМИ. Они с политической точки зрения мотивированные, и открыто обсуждают вопросы, связанные с политическими партиями, и очень легко доступны.

Интернет и другие виды СМИ предлагают кандидатам множество возможностей, и вместе с тем их услуги очень дешевы и доступны. Они также помогают избирательным органам публиковать материалы о происходящих процессах.

В связи с этим хотел бы привести пример выборов, которые состоялись в Иране. Частным СМИ не разрешили их освещать, и некоторые из них использовали веб-блоги для информирования других стран о том, что происходит в Иране. У меня была возможность встретиться с одним человеком, который, позже покинув Иран и приехав в Пакистан, был основным источником информации, когда на улицах Тегерана происходили массовые протесты.

Интернет – очень надежный и очень важный инструмент, когда государственное ведомство запрещает доступ к СМИ. Роль журналистов очень деликатная, и я постараюсь привлечь ваше внимание к тому, что они должны делать на предстоящих выборах.

Прежде всего, они призваны быть нейтральными наблюдателями, гарантируя, чтобы электоральный процесс был транспарентным, справедливым и объективным. Журналисты не должны указывать, за кого голосовать, а представлять различные точки зрения избирателей. Журналистам, освещающим выборные процессы, необходимо работать без с, которая ведет к тому, что появляется неверная информация. Им надлежит быть смелыми и беспристрастно высказывать свое мнение. Журналисты не должны публиковать фальшивые заявления и стоять на позиции того или иного кандидата. Иначе говоря, нельзя заниматься предсказаниями, т.е. помогать выбрать какого-то кандидата. Я думаю, что СМИ следует быть очень осторожными, прежде чем предсказывать что-то. Когда вы пророчите победу какому-либо кандидату, то тем самым добавляете определенное количество голосов за него.

Для СМИ необходимо обеспечить доступ на все избирательные участки, где проходят различные мероприятия. Они не должны играть роль механизма пропаганды отдельных лиц, и организациям, выдвигающим кандидатов надо знать, что СМИ не занимают чью-либо сторону. Избиратели должны обеспечиваться всей необходимой информацией по этому вопросу, и СМИ обязаны помочь им получать знания об избирательных законах. Помимо этого, их задача – информировать избирателей о взглядах кандидатов и событиях избирательного процесса. СМИ должны предоставлять кандидатам от политических партий равные возможности для агитации, а политики – дать доступ к СМИ, благоприятные условия для дискуссий среди кандидатов. Кандидаты имеют право помещать свои заявления и отчеты в СМИ. Если тот или иной кандидат хочет высказать свое мнение в СМИ, то последние должны обеспечить эту услугу. Освещения выборов разделяется на три этапа: до, во время и после выборов.

До выборов необходимо помещать в СМИ новости, которые в первую очередь должны знать избиратели. Текущая информация, политические обзоры и ток-шоу тоже очень важны. Государственные телевидение и газеты обязаны предоставлять время, место для кандидатов. Для любой партии должна быть доступна платная реклама. Иногда некоторые партии занимают все платное рекламной поле в СМИ. Конечно, здесь нужно быть крайне осторожным. Помимо всего прочего, СМИ должны разъяснять избирателям важность голосования, как и где, проходит этот процесс. Необходимо проведение различных опросов или интервью, и у некоторых СМИ есть опыт осуществления таких мероприятий, при этом имеет значение, кто дал интервью или участвовал в опросе.

Теперь о называемом «периоде молчания», т.е. в день выборов все СМИ останавливают свою агитационную деятельность. В Пакистане это проходит по иному: СМИ ее не прекращают, но кандидаты приостанавливают свою агитацию. Между тем в день выборов СМИ должны освещать разные события и мероприятия. В первую очередь, это относится к отчетам различных организаций о проведении предвыборной кампании. Надо также рассказывать как о городской, так и о сельской жизни. В основном, СМИ концентрируются в городах, и иногда игнорируют село. Необходимо заранее составить план освещения событий, которые могут произойти там, где возможны протесты, а также не оставлять без внимания те места, где расклад голосов играет существенную роль. СМИ должны их знать и не делать каких-либо прогнозов до выборов, если у них нет серьезных доказательств того, что такой-то кандидат обошел другого.

После выборов – это, в основном, освещение их результатов. СМИ должны служить обеспечению справедливого подсчета голосов и быстрее сообщить народу итоги, и чем раньше они опубликованы, тем лучше для общественности.

СМИ имеют свою власть и должны соблюдать правила. Существует три аспекта в регулировании СМИ: вопросы, нерегулируемые СМИ; вопросы по которым имеются различные мнения, не должны оставаться самими собой; у СМИ должен быть свой Кодекс.

Я думаю, что СМИ не нужно регулировать, и не надо мешать им действовать самостоятельно. Всякое в любом случае будет неправильным. В некоторых странах даже обсуждался вопрос, как организовать Совет по рекомендациям для СМИ. В Пакистане отсутствует подобного рода институт. Журналисты против таких внешних ограничений. Еще один важный момент: выборы требуют специальной подготовки со стороны журналистов.

Власть не должна вмешиваться в деятельность СМИ и не должна препятствовать журналистам выполнять их функции, а должна быть гарантом плюрализма.


^ Организационно-технические условия доступа кандидатов в депутаты к СМИ: аспект паритетности

Ф.Абдухаликов,

Председатель Правления НАЭСМИ


Добрый день уважаемые дамы и господа, участники семинара!

Узбекистан стоит на пороге важного политического события - в декабре нынешнего года состоятся выборы в Олий Мажлис Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов. Выборы - это неотъемлемый атрибут демократического правового государства с сильным гражданским обществом, основная непосредственная форма волеизъявления народа, участия граждан в управлении делами государства и общества. «Поскольку мы стремимся к благородной цели - созданию демократического правового государства, гражданского общества, - подчеркнул Президент Рес­публики Узбекистан И.А.Каримов, - мы обязаны достойно организовать и провести свободные выборы, являющиеся главным критерием демократии» (Каримов И.А. Наша высшая цель - независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа. Т.8. - Т.: Узбекистан, 2000. - 512 с.)

Предстоящие выборы будут проходить в условиях все более возрастающей общественно-политической активности политических партий, здоровой межпартийной конкуренции. В свою очередь это показатель развития общества, который представляет собой выражение определенной общественной атмосферы и результат публичной политики.

В этом ракурсе значительную роль играют средства массовой информации, обеспечивающие паритетность и транспарентность выборных процессов, а также наиболее широкое и объективное информирование общественности о ходе предвыборной подготовки и самих выборах.

Один из основных принципов справедливых выборов - гласность и открытость этого процесса, - заложен в национальном избирательном законодательстве. Безусловно, одного декларирования права СМИ и избирателей- иметь доступ к информации о выборах, а также равное право для кандидатов в депутаты - использовать СМИ, недостаточно. Перед СМИ стоит задача практического обеспечения открытости всех процессов, связанных с выборами. И для этого созданы все необходимые организационно-правовые условия, обеспечивающие сегодня проведение справедливых и свободных выборов с участием средств массовой информации. Так, во время подготовительного периода к выборной кампании средства массовой информации проводят широкую информационную кампанию по повышению электоральной культуры, освещают события избирательной кампании с момента объявления о ее начале, участвуют в агитационном периоде и следят за ходом выборов.

Вчера, во время посещения Национальной ассоциации электронных СМИ Узбекистана вы смогли ознакомиться с деятельностью ассоциации и ее подразделений. Хотелось бы еще раз вкратце обратиться к истории НАЭСМИ и опыту деятельности в сфере освещения проходивших в 2004 году выборов в двухпалатный Парламент, в освещении которых активно принимали участие электронные СМИ.

В декабре 2003 года при участии 50 руководителей негосударственных телерадиокомпаний была создана Национальная Ассоциация Электронных СМИ (НАЭСМИ), целью которой является генерация национальной позиции независимых телерадиовещателей Узбекистана для их активного участия в построении гражданского общества и развития цивилизованного телевизионного рынка в стране.

Учитывая значительное влияние негосударственного телерадиовещания на зрительскую аудиторию, и неизменно растущий интерес общественности страны к освещению хода демократических реформ, вопрос обеспечения информированности населения страны приобретает острую, и даже жизненно важную, актуальность в гражданском обществе Узбекистана. При этом, жителям республики важно знать все: от обычных вопросов процедуры выборов кандидатов, структуры и функции палат до уровня професси­онализма будущих депутатов в ведении публичных дебатов и дискуссий.

Люди, понимают, что действительная роль законодательного органа страны определяется не столько формально принадлежащими ему полномочиями, сколько реальным положением в качестве трибуны, на которой публично и гласно обсуждаются вопросы внутренней и внешней политики, важные общественные и политические дела.

В этой связи хотелось бы обратиться к опыту НАЭСМИ в освещении выборов в двухпалатный парламент страны, которые прошли в 2004 году. Это крупное политическое событие в жизни Узбекистана, не только активно освещалось большинством негосударственных СМИ республики, но и велась методичная разъяснительная работа и обучение журналистов методам и специфике освещения выборных процессов в радиопередачах и на телевидении.

Для наиболее полного и объективного освещения хода предвыборной кампании в августе 2004 г. НАЭСМИ предложила план «Проекта оказания консультативной и информационной поддержки членов НАЭСМИ по выборам в двухпалатный парламент страны». Была разработана программа, включающая несколько направлений:

Информационное обеспечение своих членов о правовом участии негосударственных телерадиовещателей в освещении избирательной кампании.

Консультация членов ассоциации по всем вопросам освещения избирательной кампании.

Предоставление рекламного времени для политических партий и их кандидатов на паритетных условиях, а также проведение в эфире теледебатов между политическими партиями посредством подготовки телевизионных ток-шоу в студии «Эркин фикр» («Свободное мнение»).

Освещение хода избирательной кампании, в том числе агитация электората к активному участию в выборах.

Представители негосударственных электронных СМИ республики приняли участие в разработке «Положения о порядке использования средств массовой информации кандидатами в депутаты, политическими партиями, инициативными группами избирателей при проведении предвыборной агитации во время избирательной кампании по выборам в Законодательную палату Олий Мажлиса Республики Узбекистан). Все нормативные документы, принятые цик, доводились до членов НАЭСМИ, принимавших участие в специальных семинарах, про водимых ассоциацией.

На организованных встречах для директоров региональных теле-радио станций с представителями цик сотрудники негосударственных СМИ получили подробные сведения о применении публичных информационных технологий, используемых при освещении избирательной кампании, о размерах ее финансирования, условиях предоставления эфирного времени политическим партиям и его оплаты, о правильности освещения избирательной кампании и т.д.

По итогам выборов-2004, Ассоциация изучила деятельность своих членов, участвовавших в освещении выборной кампании. Как показало исследование электронные СМИ во время избирательной кампании разделились на три группы, одну из которых составили те, и таких было большинство, которые приняли решение безвозмездно размещать в эфире негосударственных телерадиокомпаний рекламные ролики партий и выступления кандидатов в депутаты, а также регулярно освещали ход выборов информационными сообщениями и сюжетами. Во вторую группу вошли члены ассоциации, которые смогли убедить лидеров политических партий заключить договора на платное размещение их рекламных роликов и эфирных выступлений их кандидатов в депутаты. Наряду с этим телерадиостанции регулярно готовили информационные программы о ходе избирательной кампании. Третью группу составили телерадиостанции, которые не приняли активного участия в выборах ввиду отказа политических партий размещать свою платную политическую рекламу в этих негосударственных электронных СМИ. Однако они, периодически размещали в своем эфире информационные сообщения о ходе выборов.

Ассоциацией также на постоянной основе организовывались теледебаты между политическими партиями посредством подготовки политических телевизионных . ток-шоу в студии «Эркин фикр». Также телесетью негосударственных телекомпаний Узбекистана, было принято решение о размещении на безвозмездной основе в эфире НТТ рекламных роликов каждой политической силы, участвовавшей в выборах, по 2 минуты в день.

НАЭСМИ были подготовлены аудио- и видеоролики, призывающие электорат активно участвовать в выборах. Совместно с Институтом по изучению гражданского общества проведена совместная акция, в ходе которой в эфире крупных региональных негосударственных телестудий выступили видные политологи и общественные деятели.

После выборов и с началом деятельности двухпалатного парламента, логическим было продолжение предоставления населению информации о деятельности законодательного органа страны.

С мая 2005 года в эфире Телесети негосударственных телекомпаний Узбекистана УзНТТ передачи «Парламентский час», основной концепцией которой является освещение деятельности двухпалатного парламента Олий Мажлиса республики Узбекистан. За время своего существования программа «Парламентский час» завоевала истинный интерес зрительской аудитории благодаря доступности и своеобразию подачи информации. Передача освещает злободневные вопросы социaльно-экономической жизни общества, вопросы практического применения и исполнения законов на местах, соблюдения прав и свобод человека в регионах страны. Кроме того, в передаче уделяется большое внимание плюрализму мнений - позициям фракций политических партий Республики Узбекистан по принимаемым законам.

Предстоящие выборы этого года в Олий Мажлис Республики Узбекистан, областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов будут проводиться с учетом положений Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием законодательства о выборах». Безусловно, что это политическое событие призвано стать важным этапом в деле углубления реформ по демократическому обновлению и модернизации страны.

Мне хотелось бы отметить несколько немаловажных задач, определенных Центральной избирательной комиссией в Концепции по подготовке к проведению выборов непосредственно связанных и перекликающихся с принципами и направлениями деятельности нашей Ассоциации. Это обеспечение условий для организации эффективной информационно-аналитической работы по разъяснению избирателям положений выборного законодательства, ознакомлению граждан с предвыборными про граммами кандидатов в депутаты, их деловыми и моральными качествами. Немаловажное место также отведено повышению осведомленности, информированности избирателей о ходе подготовки и о проведении выборов как важнейшего общественно-политического события в жизни страны, а также созданию широких и равных возможностей политическим партиям и кандидатам в депутаты в использовании средств массовой информации для доведения до избирателей положений предвыборных программ, содержащихся в них позиций по актуальным вопросам общественно-политического и социально-экономического развития страны.

Учитывая опыт прошлых лет, а также неуклонный рост творческого и технического потенциала негосударственного телерадиовещания, Ассоциация организацию ряда мероприятий, направленных на активное решению задач, сформулированных Центральной избирательной планирует содействие комиссией.

Представляя интересы негосударственных вещателей НАЭСМИ в настоящее время ведет переговоры о заключении соглашения между ЦИ:К и Ассоциацией для обеспечения тесного, плодотворного сотрудничества и координации действий в освещении избирательной кампании.

Ассоциация также планирует проведение семинаров-тренингов для журналистов региональных телерадиостанций с привлечением ведущих ученых, экспертов и rrрактических работников с целью повышения профессиональной квалификации, уровня знаний избирательного законодательства с учетом внесенных поправок в него, а также дальнейшего определения основных принципов и ключевых аспектов освещения выборных процессов на радио и телевидении. Основная цель этих семинаров выработка подходов в подаче материала, а также доведение до журналистов специфики про ведения предвыборной кампании и освещения выборов в целом.

На этих семинарах будут обсуждаться аспекты применения современных IT -технологий при подготовке и трансляции программ. В частности, хотелось бы отметить, уже зарекомендовавший себя метод проведения «телемостов» и интерактивных видеоконференций между различными регионами нашей республики. При этом немаловажным фактором является возможность открытого обмена мнениями представителей различных политических и общественных организаций, представителей партийной прессы, экспертов и представителей общественности различных регионов.

НАЭСМИ готова предоставить эфирную площадку в НТТ и вновь открытой НРТ, для выражения различных мнений политическим партиям и их кандидатам в депутаты на равных условиях и возможностях, а также для доведения до избирателей и широких слоев общественности положений предвыборных про грамм. Это можно делать путем теледебатов в телевизионном эфире с участием представителей политических партий, ведущих экспертов, специалистов и аналитиков. Теме выборов будет также посвящен целый цикл ток-шоу с применение особого креативного подхода к подготовке и проведению съемок. Наряду с освещением деятельности ЦИК и предвыборных дебатов в столице нашей страны нами планируется широко освещать в информационных выпусках программы «Худуд» («Регион») деятельность местных Кенгашей и ход подготовки к выборам в регионах. Журналисты негосударственных телестудий будут участвовать в различных пресс-конференциях и «круглых столах» организуемых ЦИК, эта информация в оперативном порядке будет передаваться в эфир. Как видите, это достаточно широкий охват всех предстоящих мероприятий, которые ориентирован на достаточно широкую аудиторию, это и радио и теле зрители. Это около 20 млн. людей.

В конце мне хотелось бы еще раз отметить огромную и важную роль средств массовой информации, как одного из важнейших инструментов обеспечения демократии и гражданских свобод в современном активно развивающемся гражданском обществе, и выразить уверенность в том, что в ходе предстоящих выборов, которые будут проходить в качественно новых политических и социально-экономических условиях, негосударственные электронные средства массовой информации смогут внести достойный вклад в процессы углубления реформ по демократическому обновлению и модернизации страны. Благодарю за внимание.


1375584794503742.html
1375695148383757.html
1375895880700556.html
1375971873858264.html
1376047313897430.html