Отношения Московского княжества и Золотой Орды всегда привлекали большое внимание как исследователей, так и всех интере­сующихся русской средневековой историей - страница 3

А.Г.), и взяша Москву всю и волости, и села"31. По-

26 ^ Насонов А.Н. Указ. соч. С. 73. Попытку Волжской Орды вновь поменять великого князя владимирского следует, видимо, связывать с враждой между Ногаем и первым претендентом на престол Туда-Менгу Телебугой (занявшим трон в 1287 г.), начавшейся после их совместного похода в Венгрию в январе-марте 1285 г., который для войска Телебуги завершился катастрофой (см.: ПСРЛ. Т. 2. Стб. 888, 890-891; Тизенгаузен ВТ. Указ. соч. Т. 1. С. 106; Scriptores rerum Hungaricarum. Budapestmi, 1937. Т. 1. P. 213, 472; Budapestini, 1938. Т. 2. P. 44; Catalogue fontium historiae Hungariae. Budapestini, 1937. T. 1. P. 277, 474, 514, 787; FeierG. Codex diplomaticus Hungariae ecclesiasticus ac civilis. Budae, 1830. Vol. V, 3. P. 282, 394-395, 399, 452-454; Documente privitdre la istona Romanilor. Bucuresti, 1887. T. 1. P. 462, 504, 520-522; Веселовский Н И. Указ. соч. С. 32-33; lumber P. Atacunle Cumano-Tatare asupra Transilvaniei In a doua jumitate a veacului al Xlll-lea // Anuarul institutului de istorie 51 arheologie Cluj-Napoca. Cluj-Napoca, 1974. T. XVII. P. 215-219; Параска П.Ф. Внешнеполитические условия образования Молдавского феодального государства. Кишинев, 1981. С. 45-48).

27 См.: Тизенгаузен В.Г. Указ. соч. Т. 1. С. 106-108.

28 Подробно см.: Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой. С. 76-79.

29 Андрей княжил тогда, по-видимому, в Ярославле, а Федор - в Городце (являясь одновременно смоленским князем), см.: Там же. С. 76-77,79-80.

30 ПСРЛ. Т. 18. С. 82; Насонов А.Н. Указ. соч. С. 75-77.

31 ПСРЛ. Т. 18. С. 82.

17


видимому, татары и Андрей пообещали Даниилу (оставшемуся, в отличие от Дмитрия, в своем городе) не разорять Москву, и он, видя невозможность сопротивляться превосходящим силам, согласился на капитуляцию, после чего обещание было нарушено.

Обращает на себя внимание упоминание в списке взятых Дюденем городов Можайска. Традиционно считалось, что он был присоединен к Московскому княжеству в 1303 г., а до этого входил в состав Смо­ленской земли32. Но смоленским князем в 1293 г. был тот же Федор Ростиславич, союзник Дюденя, шедший вместе с татарским войском. Если исходить из принадлежности Можайска Смоленскому княжеству, придется признать, что Федор навел татар на подвластный ему город, при том, что целью похода были, естественно, владения князей -противников Федора и Андрея33.

Основанием для мнения о присоединении Можайска к Москов­скому княжеству в 1303г. служит летописная запись под 6812 ультрамартовским годом: "И тое же весны князь Юрьи Данилович съ братьею своею ходилъ къ Можаеску и Можаескъ взялъ, а князя Святослава (брата тогдашнего смоленского князя Александра Глебо­вича. — А.Г.) ялъ и привелъ къ собъ на Москву"34.

32 Соловьев СМ Соч. М., 1958. Кн. 2. С. 193; Пресняков А.Е. Указ. соч. С. 118;
Черепнин Л.В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках.
М., 1960. С. 459-460. '

33 См.: Горский А.А. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой. С. 78-81. Перечень из 11 взятых городов определенно наличествовал в Троицкой летописи начала XV в. (хотя данное место не вошло в число выписок Н.М. Карамзина, сопровождающихся прямой ссылкой на нее), так как он имеется в нескольких восходящих к ней (или ее протографу), и не связанных между собой памятниках (ПСРЛ. Т. 18. С. 82 - Симеоновская летопись; М., 1965. Т. 30. С. 98 - Владимирский летописец; М.; Л., 1949. Т. 25. С. 157 - Московский свод конца XV в.; СПб., 1910. Т. 23. С. 94 -Ермолинская летопись; М.; Л., 1963. Т. 28. С. 63, 223 - своды 1497 и 1598 гг.). В Лаврентьевской летописи большая часть рассказа о походе Дюденя приходится на утраченный лист; но судя по сохранившейся части, он практически совпадал с текстом Троицкой (Ср.: Там же. Т. 1. Стб. 483; Т. 18. С. 82-83; Приселков М.Д. Указ. соч. С. 346-347). Кроме того, представляется невероятным, чтобы список городов появился только под пером летописца, жившего в конце XIV или начале XV в., так как автор, писавший столетие спустя после событий, не смог бы так безошибочно разобраться в тогдашней расстановке сил и не включить в список именно Ростов, Ярославль и Городец (тем более, что судя по летописям, сходным с Троицкой, в ее протографе не упоминалось, что в походе Дюденя участвовали ростовские князья); кстати, в списке отсутствует стольный город еще одного княжества - Стародуб, чей князь, напомним, в 1282 г. был союзником Андрея Александровича и участвовал в татарском походе против Дмитрия. Таким образом, перечень из 11 городов явно восходит к своду 1304г. — протографу Лаврентьевской и Троицкой (или свода, легшего в ее основание) летописей; следовательно, он принадлежит летописцу - современнику событий, сведениям которого можно доверять.

34 ПСРЛ. Т. 18. С. 86. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 120, 351; О князе Святославе Глебовиче см.: Голубовский П.В. История Смоленской земли до начала XV века. Киев, 1891. С. 125, 173, 310 и родословная таблица. По мнению К.А. Аверья­нова, первичным является чтение Московского свода конца XV в. "и можайски князь", превратившееся в более поздних Воскресенской и Симеоновской летописях в "и Мо-жаеск взял"; на этом основании высказывается догадка, кто был этот можайский князь,

18

Весна 1303 г. - это время сразу же после смерти Даниила Алек­сандровича (5 марта)35. В конце предыдущего, 1302 г., Даниил занял Переяславль, ставший выморочным столом после смерти князя Ивана Дмитриевича (сына Дмитрия Александровича)36. Поскольку вымо­рочные княжества должны были отходить в состав великого княжества Владимирского, действия Даниила (изгнавшего успевших войти в Переяславль великокняжеских наместников) противоречили норме. Тогдашний великий князь владимирский Андрей Александрович еще до захвата московским князем Переяславля отправился в Орду за ярлыком на Переяславское княжество. Он возвратился только осенью 1303 г.37 Таким образом, весной того же года первой заботой Юрия Даниловича и его братьев, только что потерявших отца, был Переяславль — они ожидали возвращения Андрея с ханским решением и татарскими послами; ситуация была настолько напряженной, что Юрий, находясь в момент смерти отца в Переяславле, даже не приехал на его похороны38. И вот в такое время, ожидая угрозы с востока, московские князья отправляются в западном направлении и захваты­вают (согласно традиционной версии) соседнее княжество, входившее в состав другого, очень крупного (в несколько раз большего, чем Московское) княжества — Смоленского, т.е. резко усложняют свое и без того тяжелое положение. Трудно найти более неблагоприятный момент для такой акции.

Сопоставление этих наблюдений с фактом упоминания Можайска в числе взятых Дюденем городов позволяет выдвинуть предположение, что Можайск вошел в состав Московского княжества не в 1303 г., а еще до 1293 г. В 1303 г. имел место не захват его Москвой, а попытка смоленских князей, воспользовавшись сложным положением в москов-

ходивший в поход на Можайск с Юрием Московским, и выдвигается предположение, что Можайск находился в совместном владении нескольких князей (Аверьянов К.А. Московское княжество Ивана Калиты. Присоединение Коломны. Приобретение Мо­жайска. М., 1994. С. 37). Если бы автор не ограничился тремя летописями, а также учел генеалогию летописных сводов, ему бы не составило большого труда обнаружить, что чтение "и Можаеск взял" имеется не в двух, а во всех летописях, содержащих известие о походе Юрия 1303 г., кроме Московского свода конца XV в. по Эрмитажному спис­ку (в Уваровском списке данный текст приходится на утраченную часть рукописи: ПСРЛ. Т. 25. С. 158, 313), в том числе в тех, которые имеют с Московским сводом по Эрмитажному списку общие протографы - Ермолинской, Типографской и Вос­кресенской (Там же. Т. 23. С. 96; Пг., 1921. Т. 24. С. 107; СПб., 1856. Т. 7. С. 183), а это значит, что чтение "и можайски князь" является индивидуальной ошибкой Эрмитажного списка.

35 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 486, под 6812 г. ультрамартовским. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 119-120,123.

36 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 485; Приселков М.Д. Указ. соч. С. 350, везде под 6811 г. ультрамартовским. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 119-120,123.

37 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 486; Т. 18. С. 85-86; Приселков МЛ Указ. соч. С. 350-351, везде под 6812 г. ультрамартовским; Кучкин В А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 128-130. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 120,351.

38 ПСРЛ. Т. 18. С. 85.

19

ском княжестве (смерть Даниила, сосредоточенность Даниловичей на проблеме удержания за собой Переяславля), вернуть себе Можайск. Поход московских князей был вынужденной акцией, после которой статус-кво на западных границах Московского княжества был вос­становлен.

Отторжение Можайска от Смоленского княжества и присоеди­нение его к владениям Даниила Александровича Московского про­изошло, вероятно, примерно в то же время, что и переход Углича под власть Дмитрия Александровича - около 1291 г., в момент наивысше­го могущества Ногая. Подобно тому, как в начале 1294 г. Тохта награждал своих вассалов владениями сторонников Ногая39, так двумя годами ранее Ногай наделял своих вассалов владениями сторонников Телебуги.

Зимой 1293-1294 гг. в Северо-Восточной Руси побывало еще одно татарское войско: "тое же зимы цесарь татарскыи приде въ Тферъ, имя ему Токтомерь, и много тягости людем учинивъ, поиде в своя си"40. Обычно поход Токтомера трактуется как военная акция Вол­жской Орды против Тверского княжества41. Это казалось бы, логично: ведь Тверь не была взята Дюденем. Когда войско последнего находилось в Москве, в свою столицу вернулся пришедший из Орды Ногая Михаил Тверской: узнав о его возвращении, татары и Андрей, уже собиравшиеся напасть на Тверь, не решились этого сделать42. Для приведения тверского князя в покорность был нужен еще один поход. Но по времени появление Токтомера практически совпадает с уходом из Северо-Восточной Руси Дюденя: войско последнего отправилось восвояси от Волока через Переяславль в феврале (Андрей, поехавший из Волока в противоположном направлении, в Новгород, был возведен на новгородский стол 28 февраля)43, поход Токтомера состоялся еще зимой, т.е. не позднее того же февраля. Таким образом, невозможно предположить, что это была акция, организованная Волжской Ордой после получения вести о неполном выполнении Дюденем поставленной

39 Андрей Александрович получил тогда Владимир и Новгород, Федор Ростиславич - Переяславль, в Угличе сел сын Константина Борисовича Ростовского Александр (Приселков МЛ Указ. соч. С. 346-347; ПСРЛ. Т. 18. С. 83; Т. 4, ч. 1, вып. 1. С 248; Т. 1. Огб. 527).

40 ПСРЛ. Т. 1. Огб. 483; ср.: Приселков МД. Указ. соч. С. 346.

41 Насонов AM. Указ. соч. С. 77; Spuler В. Die Goldene Horde: Die Mongolen in Russland: 1223-1502. Leipzig, 1943. S. 74; Вернадский Г.В'. Монголы и Русь. Тверь, 1997. С. 192; Феннел Дж. Указ. соч. С. 195-196; Кучкин ВА. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. С. 108; Егоров ВЛ. Указ. соч. С. 186-187.

42 ПСРЛ. Т. 18. С. 82-83; Т. 1. Огб. 483; Насонов А.Н. Указ. соч. С. 76-77. Сомнения по поводу того, что Михаил побывал в Орде Ногая, а не в Волжской Орде (Клюг Э. Княжество Тверское (1247-1485 гг.). Тверь, 1994. С. 78), неосновательны (см.: Горский АЛ. Политическая борьба на Руси в конце XIII века и отношения с Ордой. С 89. Примеч. 65).

43 НIЛ. С. 328; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 483; Т. 18. С. 83. О дате см.: Бережков Н.Г. Указ. соч. С. 290.

20

задачи. Вряд ли отряд Токтомера мог быть и частью войск Дюденя: в этом случае у летописца не было бы оснований говорить, что татары не решились напасть на Тверь44. Сомнительна и точка зрения, что Токтомер ходил на Тверь для взимания побора, которым Михаил оплатил ярлык на тверское княжение, добытый в Волжской Орде45: если тверской князь был лоялен к Тохте, непонятно, почему Дюдень и Андрей намеревались напасть на Тверь, а Михаил, проезжая в свою столицу через Московское княжество, вынужден был скрываться от находившихся там татар46 (тем более, что врзвращение князя с ярлы­ком должно было происходить в сопровождении ханского посла)47. В то же время B.C. Борзаковский и Э. Клюг справедливо замечали, что указаний на военные действия Токтомера в Тверском княжестве ("овехъ посече, а ОВеХЪ в полонъ поведе") ранние летописи не содер­жат48. Действительно, Лаврентьевская летопись говорит лишь о "тягос­ти"49, а так именовалось не военное разорение, а поборы50. Кроме того, если бы речь шла о военном походе против тверского князя, следовало бы ожидать предлог "на" или "к"51, а в летописном известии говорится о приходе Токтомера "в" Тверь. Следовательно, остается полагать, что войско Токтомера пришло не из Волжской Орды, а из Орды Ногая. Оно двигалось вслед за поехавшим вперед Михаилом Тверским; именно приближение Токтомера заставило Дюденя отказаться от похода на Тверь (судя по хронологии, Токтомер продвигался на тверскую территорию практически одновременно с отходом Дюденя от Волока), а на плечи населения Тверского княжества легла "тягость" - обязан­ность содержать отряд Токтомера (а также, возможно, побор в счет платы за оказанную военную помощь).

Имя "Токтомер" Н.И. Веселовский трактовал как Токтемир52. Это

44 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 483; Т. 18. С. 83.

45 Борзаковский B.C. История Тверского княжества. СПб., 1876. С. 87-89; Клюг Э. Указ. соч. С. 78,94.

46 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 483; Т. 18. С. 83.

47 Э. Клюг, пытаясь обосновать мнение, что Михаил Ярославич Тверской до 1293 г. не был союзником Дмитрия Александровича и никогда не ориентировался на Ногая, приводит в качестве аргумента получение Михаилом в 1305 г. ярлыка на великое княжение от Тохты (Клюг Э. Указ. соч. С. 79). Но Михаил в первые годы XIV в. был союзником Андрея Александровича (это отмечает и сам Э. Клюг - Там же. С. 82), а вассалом Тохты он признал себя, по-видимому, еще в 1296 г. (см. ниже). В условиях 1305 г., когда Ногая несколько лет как не было в живых, факт десятилетней давности союзничества с ним Михаила уже не играл никакой роли.

48 Борзаковский B.C. Указ. соч. С. 89; Клюг Э. Указ. соч. С. 94. Примеч. 142.

49 То же было и в Троицкой летописи, судя по выписке Н.М. Карамзина и Владимирскому летописцу (Приселков МД. Указ. соч. С. 346 и примеч. 3; ПСРЛ. Т. 30. С. 98). Слова об убитых и плененных появляются только в Симеоновской летописи (ПСРЛ. Т. 18. С. 83).

50 Ср.: ПСРЛ. Пг., 1922. Т. 15, вып. 1. Стб. 41,48; Н1Л. С. 97.

51 Ср.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 482 ("к Смоленску"), 483 ("на Тферь"), 484 ("на Переяславль", "к Смоленску"), 486 ("на Рязань").

52 Веселовский Н.И. Заметки по истории Золотой Орды // Изв. ОРЯС АН. Пг., 1915. Т. 21, кн. 1.С. 14-15.

21

соответствует монгольскому Тук-Тимур или Тука-Тимур. Так звали четверых потомков Джучи, чья деятельность приходится на рассматриваемый период: правнука Орды (старшего брата Батыя), внука Беркечара (младшего брата Батыя) и двух внуков еще одно го из младших братьев Батыя - Шибана53. Возможно, один из них и есть "Токтомер" (поскольку Токтомер назван "цесарем" (=царем), искать его следует именно среди представителей ханского рода). Но в древнерусской транскрипции тюркских имен с составной частью "Темир" первая гласная о бычно не искажалась (ср. "Туратемерь" похода 1282 г.). Поэтому вероятным кажется другой вариант. Одного из внуков Шибана звали Токта-Муртад (он же Нама-Токта, Тама-Токта). Его кочевья располагались близ Дербента, на границе Орды с Хулагуидским Ираном54. Во второй половине 90-х гг., когда между Тохтой и Ногаем шла дипломатическая борьба, последний по какой-то не названной в источнике причине требовал выдать ему Токта-Муртада55. В приводимом Рукн-ад-дином Бейбарсом в расска­зе о последней битве Тохты с Ногаем на исходе 90-х гг. переч­не военачальников Тохты (в том числе принадлежащих к ханскому роду) первым назван "отступник Токта"56. Это, несомненно, Токта-Муртад: во-первых, еще одного Джучида с таким именем в то вре­мя не было, во-вторых, согласно Рашид-ад-дину, перед последним сражением с Ногаем Тохта вызвал к себе Токта-Муртада из Дербента. Невидимому, "отступником" он именован потому, что ранее слу­жил Ногаю (в период вражды Ногая с Тохтой переходы предста­вителей ордынской знати от одного к другому были частым явлением57), и именно поэтому последний требовал его выдачи58. Имя Токта-Муртад на Руси вполне могло трансформироваться в "Токтомер"- путем сокращения за счет последнего слова и мены у (которое при "русификации" в конечных слогах, как правило, не сох­ранялось - ср. трансформацию тюрк.-монг. bagatur в богатырь59) на е. Дмитрий Александрович в марте 1294 г. попытался перебраться из

53 Рашид-ад-дин. Сборник летописей. М.; Л., 1960. Т. 2. С. 71, 73-74. Предположение о тождестве Токтомера с Тоглубеком, сыном Тохты (Spuler В. Op. cit. S. 85), явно ошибочно, так как предполагает очень сильное искажение имени в летописях, для чего нет оснований.

54 Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 2. С. 74. В 1288 г. Токта-Муртад возглавлял набег на владения Хулагуидов, в 1290г. был одним из предводителей большого ордынского похода на Иран (Там же. М.; Л., 1946. Т. 3. С. 118, 124-125).

55 Там же. Т. 2. С. 85.

56 Тизенгауэен ВТ. Указ. соч. Т. 1. С. 113.

57 Рашид-ад-дин. Сборник летописей. Т. 2. С. 85.

58 Примененный Бейбарсом арабский термин мог обозначать как "отступника от веры", так и вообще изменника (консультация И.Г. Коноваловой). Первое значение контекстом никак не мотивировано; в пользу же второго говорит факт упоминания "отступника" после того, как автор рассказал о стараниях враждующих сторон по переманиванию друг у друга влиятельных представителей знати (См.: Тизенгаузен В.Г. Указ. соч. Т. 1.С. 112-113).

59 См.: Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. М., 1964. Т. 1. С 183.

22

Пскова в Северо-Восточную Русь. Андрей с отрядом новгородцев приехал из Новгорода в Торжок с целью перехватить брата. Обоз Дмитрия достал нападавшим, но сам князь добрался до Твери. Отсюда он отправил в Торжок посольство, заключившее мирное соглашение между противоборствующими сторонами. В источниках зафиксирован лишь один его пункт: "А Волокъ опять Новугороду"60. Исследователи, однако, уверенно делают вывод, что Дмитрию был возвращен Переяславль, а за Андреем осталось великое княжение (не комментируя при этом пункт о Волоке)61. Действительно, Федор Рос-тиславич в том же году сжигает Переяславль явно в отместку за вынужденное оставление города, Дмитрий из Твери отправляется в Переяславль, а Андрей как будто бы сохраняет права новгородского князя (после заключения мира посадник Андрей Климович возвра­щается в Новгород по его повелению)62, которые были составной частью великокняжеских прерогатив. Однако источники не дают осно­ваний утверждать, что Дмитрий в 1294 г. перестал считаться великим князем. Летописи, восходящие к "своду 1304 г.", в рассказе о поездке из Пскова в Тверь и в сообщении о смерти Дмитрия в том же году близ Волока по пути из Твери в Переяславль наделяют его великокняжес­ким титулом (при том, что Андрей выступает как просто "князь")63. Ро­гожский летописец также именует Дмитрия под 1294 г. великим кня­зем, указывая, что Андрей стал таковым после смерти брата: "преста-вися великий князь Дмитрии Александровичь, и по нем бысть князь великий брать его Андреи"64. Новгородская IV и Софийская I летопи­си тоже увязывают начало великого княжения Андрея со смертью Дмитрия, указывая при этом, что Дмитрий княжил 18 лет, т.е. с 1277 (когда он получил великое княжение) по 1294 г. включительно65. Эти свидетельства, непонятные в свете традиционного представления о полной победе Андрея (благодаря поддержке Волжской Орды), вполне объяснимы, если принять предположение, что пришедший в Тверь от­ряд Токтомера был послан Ногаем.

Очевидно, в марте Токтомер находился в Твери. В руках против­ников Андрея, Даниила Московского и Михаила Тверского, оказался Волок - город, находившийся в совместном владении Новгорода и

60 НШ. С. 328; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 483. О датировке событий см.: Бережков Н.Г. Указ, соч. С. 290-291.

61 Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 1996. Т. 4. С. 85-86; Со­ловьев С.М. Соч. Кн. 2. С. 190; Борзаковский B.C. Указ. соч. Примеч. С. 43; Экземп­лярский А В. Великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505 г. СПб., 1891. Т. 2. С. 52, 56; Пресняков А.Е. Указ. соч. С. 87; Феннелл Дж. Указ, соч. С. 85; Клюг Э. Указ. соч. С. 79; Кучкин В.А. Первый московский князь Даниил Александрович. С. 98. С.М. Соловьев и А.Е. Пресняков, впрочем, прямо не утверждали, что Андрей стал великим князем при жизни Дмитрия.

62 Н1Л. С. 328; ПСРЛ. Т. 1. Стб. 483-484; Т. 18. С. 83; Приселков МД. Указ. соч. С. 347.

63 ПСРЛ. Т. 1. Стб. 483^84; Приселков М.Д. Указ. соч. С. 347 и примеч. 3,4.

64 ПСРЛ. Т. 15, вып. 1. Стб. 35.

65 Там же. Т. 4, ч. 1, вып. 1. С. 243, 249; Т. 5. С. 202.

23

великого князя и в географическом отношении отделенный от Нов­городской земли тверской территорией. Дмитрий Александрович по­пытался соединиться со своими союзниками; как законный, по стар­шинству, великий князь, он намеревался возглавить "контрнаступ­ление" против Андрея. Последний после неудачной попытки не до­пустить проезда Дмитрия был вынужден, ввиду присутствия на стороне его противников татарских сил, пойти на заключение мира: он вернул Дмитрию великое княжение и Переяславль, сохранив взамен за собой новгородский стол; князья "проногаевской" коалиции возвратили так­же Новгороду Волок. Таким образом, вопреки обычному взгляду, поход Дюденя имел, по-видимому, ограниченный конечный успех -из-под власти Дмитрия Александровича удалось изъять только Новго­родскую землю. На скорая смерть Дмитрия сделала Андрея "закон­ным", по старшинству, великим князем владимирским. Территория великого княжества оказалась в его руках и тем самым перешла в сферу влияния Волжской Орды; противники Андрея, только что испы­тавшие татарское разорение, не решились сразу же выдвинуть ему конкурента, но потенциально таковым должен был стать Даниил Московский. Среди внуков Ярослава Всеволодича, за которыми закрепилось с конца 40-х годов ХIIв. великое княжение владимирское, он был теперь вторым по старшинству после брата Андрея (Михаил Тверской приходился Александровичам младшим двоюродным братом, будучи сыном младшего брата Александра Невского — Ярослава).

И в 1296 г. произошло новое обострение борьбы двух княжеских группировок. Осенью этого года новгородцы изгнали наместников Андрея Александровича и пригласили на княжение Даниила. Москов­ский князь прислал в качестве своего наместника сына Ивана (будуще­го Калиту)66. После этого был заключен договор о союзе между Нов­городом и Михаилом Тверским67. В том же году Андрей пришел из Волжской Орды в сопровождении татарского отряда, возглавляемого Олексой Неврюем68. Поездка великого князя в Орду не была, однако, реакцией на лишение его новгородского стола69, поскольку он отпра­вился туда еще в 6803 г., т.е. до 1 марта 1296 г.70; наоборот, противники Андрея воспользовались его отсутствием, чтобы начать наступление. Переход новгородского стола к Даниилу означал, что последний

6
1385320760881283.html
1385426822024505.html
1385546609468078.html
1385674749342075.html
1385779684588636.html