Техника гипноза - страница 34


Чань-буддисты и даосы считают, что дискурсивное мышление, основанное на принципе бинарной оппозиции, видит дуальные отношения там, где их в действительности нет, расчленяя целое на части и противопоставляя их Друг другу, в результате чего разрушаются гармоничное единство и целостность бытия и человек начинает отчуждать себя от своей внутренней природы, одновременно отчуждаясь от окружающей природной среды и противопоставляя свое индивидуальное Я всей объективной Реальности, которая начинает восприниматься как объект (или сумма объектов) деятельности Я; так человек утрачивает целостное видение мира, мира как неделимого целого, частью которого является он сам, и природной среды как целостной и взаимосвязанной системы, с которой он связан множеством теснейших уз и во многом зависит от нее, несмотря на все свое могущество.


Мир чань-буддиста и даоса принципиально не дуален (бу эр), поэтому они стремятся аппелировать прежде всего к природному началу в человеке, пробудить и активизировать его, освобождая от гнета внешних условностей. Это стремление отчетливо проявляется в яркой эмоциональности чаньского просветления, которое расценивается как центральный человеческий опыт, вершина всей практики морального и психического самосовершенствования. Постигая Дао, даос обретал эйфорическое чувство материально-телесного единства, не нарушаемого дисскусией, восстанавливая яркость, свежесть, остроту и целостность восприятия, а также спонтанность реагирования, т.е. все естественные свойства, утрачиваемые в процессе культуризации Я. Действия человека в таком состоянии идут как бы из самой глубины его существа, его истинной природы, он руководствуется не нормами окультуренного поведения, а интуитивным озарением, постижением истинной природы всего сущего, с которой его собственная природа находится в нераздельном единстве.


Чаньский адепт перед своим внезапным прорывом к просветлению, означавшим переход на качественно новый психический уровень, должен пережить символическую смерть, когда хаотическое душевное состояние, вызванное великим сомнением (да-и), достигает своего апогея. За великой смертью (дасы) следует великое пробуждение (да-цзюэ), т.е. возвращение

к новой жизни, которое вполне закономерно знаменуется великой радостью (да-лэ), а радость совершенно естественно выражается смехом. Несмотря на символический характер великой смерти, чаньский адепт переживает ее очень реально и всерьез, поэтому радуется он новой жизни искренне и глубоко и смех его искренен и жизнерадостен. Рай, потерянный рай, обретенный рай - такая структура является общей для всего процесса переосознания адептом себя и окружающего мира. Приведем изречение чаньского наставника: Когда я еще не начал изучать чань, горы были горами и реки-реками; когда я начал изучать чань, горы перестали быть горами, а реки - реками, когда я постиг чань, горы снова стали горами, а реки - реками. Второй этап в этом изречении соответствует великому сомнению (потерянный рай).


Когда чаньский наставник своим странным поведением, противоречивыми высказываниями, неспровоцированными ударами и т.д. разрушает исходные психические структуры ученика, ввергая его психику в крайне хаотическое состояние, как бы рушится весь привычный для него порядок вещей и горы перестают быть горами, а реки - реками. Но в то же время наставник пытается перестроить обыденные психические структуры ученика на качественно иной основе, вызывая у него прорыв к просветлению и возрождению к новой жизни, когда адепт переходит на новый психический уровень и восстанавливается его способность (утраченная в процессе культуризации и социализации) воспринимать мир таким, какой он есть на самом деле, без концептуализации и дуализации явлений окружающей действительности, т.е. воспринимать горы как горы, а реки как реки, совершенно непосредственно и адекватно, не опосредуя процесс восприятия вербальными и понятийными структурами. Таким образом, хотя после всех испытаний и потрясений старый порядок вещей восстанавливался целиком и полностью и все возвращалось на свои места, горы становились горами, а реки - реками, в процессе интенсивной психической тренировки и саморегуляции весьма существенно менялось мироотношение и мироощущение чань-буддиста - мир остается прежним, меняется лишь точка зрения.


Чаньский смех в момент просветления означает не только радость возрождения к новой жизни, но и победу над смертью, знаком которой выступали хаотическое душевное состояние, распад психических связей и функций, способный повлечь за собой действительную гибель человека как личности. Чань-буддистский психотренинг пробуждает задавленную социальной конвенцией спонтанность и естественность поведения, открытого для импровизации, позволяющего учитывать неповторимую индивидуальность и непрерывную изменчивость, динамизм каждой конкретной ситуации. Решающую роль при этом играл психологический опыт просветления. Хотелось бы от себя, как автора, уточнить, что настоящее чаньское просветление - это несколько мгновений безграничного счастья, которое испытывает адепт от непосредственного континуального потока всепроникающего интуитивного экстрасенсорного восприятия реальности и всей Вселенной во всей полноте и единстве, на базе безопорной концентрации расширенного сознания. К сожалению, чань-буддизм имеет много школ и не все они владеют психотехникой расширенного сознания - т.е. включения в процесс осознания всего потенциала бессознательного, осуществления полного контроля над ранее непроизвольными функциями организма и резкого снижения порога перцепции по всем рецепторам и прежде всего психоэнергетическому. Поэтому многие чань-школы не владеют искусством психотренинга, ведущего к настоящему просветлению, отсюда и заблуждения некоторых исследователей, понимающих под просветлением лишь остаточный эффект от настоящего просветления. Такая же ошибка встречается в оценках йогического самадхи. Самадхи имеет также несколько высших стадий, незнание которых приводит многих исследователей к совершенно неправильной оценке Йоги, точнее, к полному непониманию и недооценке ее. Недостаточное, а чаще полное отсутствие психоэнерго-физиологической информации является следствием глубокой секретности высших духовных психотехник и Знаний, а иногда недостаточной профессиональной подготовки исследователей, незнакомых с психоэнергофизиологией как наукой.


КИТАЙСКАЯ ЖИЗНЕННАЯ ЭНЕРГИЯ Представление о движущей силе Вселенной присуще древневосточной философии. В древнекитайской культуре это чи - жизненная энергия; в древнеиндийской философии это прана - первородное животворное дыхание, основополагающая универсальная энергия. Эта основополагающая, жизненная энергия, по древневосточным представлениям, существует как в макрокосмосе, так и в микрокосмосе - человеке; природная (дочеловеческая) сила жизни вводит человека в жизнь. Чи (по древнекитайской терминологии) существует как внешняя чи (в природе) и как внутренняя чи (в человеке). Внутренняя чи циркулирует в организме по постоянным меридианам. При этом считается, что питательная чи циркулирует в основных 12 меридианах; первичная (прародительская) чи циркулирует в чудесных меридианах; защитная чи - в сухожильно-мышечных меридианах и передне-и заднесрединном меридианах, а также в органах чжан и фу. Считалось, что деятельность органов зависит от общей чи, которая является активным фукнциональным началом для нормальной жизнедеятельности организма, или психофизиологической силой, связанной с кровью и дыханием (прана - животворное дыхание и вместе с тем сознание - движущая сила материи). Состояние здоровья характеризуется нормальным движением чи (праны) в организме. В 12 постоянных меридианах циркуляции энергии подчиняется внутренним биологическим часам; в процессе этой циркуляции происходит взаимодействие главных органов, а в жизненных точках происходит взаимодействие

с окружающей средой. Полный круг циркуляции энергии по 12 меридианам завершается за 14 ч, причем состояние максимального напряжения энергии в каждом меридиане длится 2 ч. Эта суточная циркуляция энергии определяет так называемое оптимальное время воздействия на тот или иной меридиан (и орган) в зависимости от наличия максимального или минимального напряжения энергии в большом круге циркуляции. Некоторые исследователи так представляют понятие чи, прана: В любом функционирующем органе происходят обменные процессы и вырабатывается энергия, химические и электрические проявления которой нам неизвестны. Древневосточные медики выявили, что часть этой энергии направляется от каждого органа к коже, где циркулирует по строго определенным путям. Меридиан имеет наружный и внутренний путь, соединяющий кожу с внутренним органом, от которого и исходит внутренняя энергия. Древняя восточная медицина исходила из того, что организм целостен и центром органически целого являются главные органы, которые связаны с другими частями тела и с кожей. Эта система связи проявляется в обмене энергии между внутренними органами и кожей, языком, глазами, ушами, носом, т.е. внешними органами. Поэтому при возникновении болезненного процесса внутренние органы рассматривались как причина болезни, а кожа и поверхностно расположенные органы - как арена внешней симптоматики, что является функциональной основой образования жизненной точки. Первоначально было отмечено, что при заболевании человека на его коже можно обнаружить болезненные при надавливании небольшие участки, получившие название жизненных точек. Древневосточные врачи полагали, что проколы кожи тела в этих строго локализованных жизненных точках (норах духа по древнеиндейской терминологии) открывают отверстия, через которые болезнетворные начала выходят из организма больного, а прижигание убивает это болезнетворное начало. Затем в расположении этих точек был найден порядок; точки располагались по строго определенным линиям, названным меридианами (син.: каналы, линии). Вначале меридианов было 10: они соответствовали органам чжан и фу и 5 первоэлементам. Постепенно, очевидно, обнаруживалось, что не все выявленные функции можно отнести к 10 главным органам; так появились еще 2 меридиана: меридиан 3 обогревателей и меридиан перикарда - важные функциональные круги, объединяющие важные функции всего организма. Все эти 12 парных меридианов связаны между собой последовательным прохождением жизненной энергии (чи, прана) в соответствии с указанными выше внутренними биологическими часами, все они распределяются соответственно 5 первоэлементам и (как и связанные с ними органы) соответственно ян или инь. Теперь уже метод чжэнь-цзю-терапии стали рассматривать как способ воздействия на энергию (чи) организма с целью регулирования ее циркуляции и нормализации нарушенного соотношения ян и инь и укрепления жизнестойкости организма. Значительно позднее были определены еще 2 непарных меридиана: задне-и переднесрединный. Эти два меридиана не входят в общий круг циркуляции энергии, не имеют связи с главным органом и так же, как меридианы 3 обогревателей и перикарда, являются функциональными кругами, объединяющими функции всего организма. При определенных патологических процессах, когда снижаются защитные силы организма и отводящие возможности нескольких основных меридианов оказываются недостаточными (хронические болезни), задне-и передне-срединный меридианы становятся чудесными меридианами, образуя новые, дополнительные, функциональные круги. Специалисты отмечают, что систему меридианов и их взаимодействие следует считать самым большим достижением по сравнению с открытием отдельных точек. Без теории меридианов не могли бы появиться такие правила иглоукалывания, как верх-низ, полдень-полночь, перекрестное использование точек, бу-се и т.д. Представление об изменениях протекания энергии в меридианах лежит в основе стройной эмпирической системы иглотерапии. Активные точки - меридианы - циркуляция энергии - поддержание энергетического баланса - вот система, внутри которой разработаны особые правила лечения. По древневосточным представлениям, меридиан выполняет следующие функции: управляет потоком крови и жизненной энергии, осуществляет гармонию инь и ян, оживляет мышцы и кости, облегчает работу суставов. Он служит для передачи энергии от внутреннего органа к покрову тела, благодаря чему внутренние сигналы болезни достигают поверхности тела. В соответствии с этим представлением древние медики различали внутренний ход и наружный ход меридиана. Внутренний ход меридиана осуществляет внутренние связи (органов) и поэтому при возникновении патологии определяет симптоматику внутреннего руководящего синдрома инь; наружный ход меридиана. Внутренний ход меридиана осуществляет внутренние связи (органов) и поэтому при возникновении патаологии определяет симптоматику внутреннего руководящего синдрома инь; наружный ход меридиана определяет при патологии симптоматику поверхностного руководящего синдрома ян. Это разграничение важно как для диагностики, так и для терапевтического воздействия с позиций восточной рефлексотерапии. Показания к использованию той или иной точки основаны на том, что угол в точку приводит к одновременному снятию разнообразных и, казалось бы, несвязанных патологических симптомов, появившихся по ходу меридиана.


Итак, по древним представлениям, существует 14 постоянных (классических) меридианов. Из них 12 меридианов парные, связанные циркуляцией энергии, и 2 меридиана непарные, не связанные циркуляцией энергии с парными меридианами. В представление меридиан как функциональной системы, помимо 14 постоянных меридианов, входит представление и о временных функциональных кругах, образующихся при хронических патологических процессах. Это так называемые чудесные меридианы; таких непостоянных чудесных меридианов 8:6 парных и 2 непарных. Кроме того, в древневосточной медицине существует представление о 12 мышечно-сухожильных меридианах, которые связаны с 12 основными меридианами. Знание их имеет особое значение для массажа. 12 парных постоянных меридианов имеют названия (в китайской медицине), включающие основную топографию (ручной, ножной), принадлежность к главному органу и к инь или ян (например, шоу-тай-инь-фэй-цзин - ручной меридиан легких, цзу-цзюе-инь-гань-цзин - ножной меридиан печени и т.д.). Все меридианы ян располагаются на наружнобоковой стороне, проходят по передневнутренней поверхности конечностей или передней поверхности тела. Заднесрединный меридиан называется ду-май, или управитель, так как считается, что он контролирует всю энергию меридианов ян. Переднесрединный меридиан называется жэнь-май, или меридиан зачатия, так как считается, что он контролирует все меридианы инь. Эти два постоянных непарных меридиана при определенной патологии могут превращаться в чудесные меридианы; это подробно описано ниже. Три ян-меридиана (трех обогревателей, тонкой кишки, толстой кишки) начинаются на кончиках пальцев рук и заканчиваются на голове, т.е. проходят центростремительно, три других ян-меридиана (мочевого пузыря, желчного пузыря и желудка) начинаются на голове и заканчиваются на кончиках пальцев стопы, т.е. проходят центробежно. Таким образом, голова является местом локализации начальных или конечных точек ян-меридианов. Именно тот факт, что на голове находятся соединительные пункты всех ян-меридианов, по представлению древневосточных медиков, лежит в основе аурикулотерапии. Три инь-меридиана (почек, печени, селезенки - поджелудочной железы) начинаются на стопе и заканчиваются в разных точках грудной клетки, т.е. проходят центробежно. Энергия задне-и переднесрединного меридианов проходит снизу вверх; эти меридианы начинаются в промежности и заканчиваются на голове. Все меридианы имеют внутренние ходы и коллатерали, связывающие функции организма в единое целое. Для нахождения точек следует ориентироваться по анатомическим признакам: расположение точки относительно кости, сухожилия, мышцы, костным, суставным выступам, впадинам, бугоркам, кожным складкам, соскам, пупку, частям лица и т.д. Для точного определения расположения точек на теле человека пользуются методом так называемого пропорционального цуня. Согласно этому методу, тело человека и его части (голова, туловище, конечности) делится на определенное количество равных отрезков, которые у разных людей имеют разную величину, поэтому каждый из этих равных отрезков является одним пропорциональным цунем, или пропорциональным отрезком, для данного человека. Индивидуальный цунь каждого человека - мера, которой пользовались врачи; он условно равен расстоянию между средним и концевым фаланговыми суставами III пальца правой руки или поперечнику ногтевой фаланги 1 пальца правой руки, т.е. от .1,5 до 3 см, в зависимости от роста больного. Точечный массаж - один из старейших методов лечения, упоминается в древнем медицинском трактате Хуанди нейцзин и других древне-восточных книгах наряду с описанием чжэнь-цзю-терапии и лечения лекарственными травами. В настоящее время точечный массаж широко применяется медиками восточных стран для лечения больных с повышенной чувствительностью к введению иглы и лечения детей (детям до года вообще применяется только массирующее воздействие на активные точки). Применение традиционного восточного массажа очень расширяет возможности физического терапевтического воздействия, поскольку массаж не только безмедикаментозная терапия, но проводится и без повреждения тканей иглы. По современным представлениям, традиционный восточный массаж - один из видов рефлексотерапии. При правильном надавливании на точку так же, как и при введении акупунктурной иглы, возникают предусмотренные ощущения и вся последовательность

воздействия на организм. Под влиянием массажа улучшается кожное дыхание, стимулируется функция потовых и сальных желез, повышается эластичность кожи. От трения и образующегося при этом тепла расширяются капилляры, улучшаются трофика и функция мышц и связок, секреция синовиальной жидкости, лимфоотток. Массаж вдоль кровеносных сосудов улучшает их тонус, вследствие чего снижается периферическое сопротивление крови и уменьшается вредная нагрузка на сердце. Рефлекторное воздействие массажа на всю нервную систему играет большую роль в регулировании функций отдельных органов и организма в целом. С помощью массажа можно как седатировать, так и тонизировать функции нервной системы. Поскольку первичным местом раздражения массажем являются периферические окончания вегетативных нервов, результат его действия зависит от функционального состояния вегетативной нервной системы. Еще в 1931 г. было высказано положение о том, что чем выше состояние возбуждения симпатического или парасимпатического отделов нервной системы, тем (при прочих равных условиях) слабее они реагируют на тонизирующее раздражение и тем сильнее - на седативное. Специалисты полагают, что для практики имеют значение следующие эмпирически установленные положения: 1) грудным детям нужно очень слабое раздражение; 2) лицам в возрасте 15-30 лет требуется сильный массаж, а в возрасте 31-50 лет - массаж средней силы; 3) астеникам необходим более сильный нажим и более длительный массаж, чем нормостеникам (у них нельзя превышать порог болевого ощущения), а гиперстеники ощущают боль уже при легком прикосновении, и у них можно переходить за порог болевого ощущения. Во всех случаях дозировка раздражения определяется клиническим состоянием больного и его реактивностью. Определить индивидуальную реактивность больного бывает не просто, для этого нужны опыт и интуиция массажиста; при этом следует учитывать и время суток; у одного и того же человека утром реактивность может быть выше, чем вечером. На излишнюю продолжительность или интенсивность массажа организм отвечает отрицательной реакцией с ухудшением общего состояния. В качестве ориентира для дозировки можно использовать вазомоторную реакцию кожи - возникновение гиперемии на участке, где производится массаж. Применять восточный массаж, как и другие виды физо-терапии, можно только после обследования пациента, установления современного диагноза и под наблюдением врача. Важной является акупунктурная диагностика, т.е. тщательное выявление пальпацией болезненных точек, участков уплотнения подкожной клетчатки и напряженных мышц. Особенно рекомендуется обследовать сочувственные точки меридиана мочевого пузыря для выявления их повышенной чувствительности. Показания к традиционному восточному массажу очень широкие. Особенно показан этот вид рефлексотерапии детям, а также во всех случаях, когда -показано иглоукалывание и прижигание, в ряде случаев массаж сочетают с прижиганием и иглоукалыванием. Положительным оказывается лечение массажем хронических деструктивных процессов в позвоночнике, последствий травм, контрактур суставов, пареза и атрофии мышц, а также лечение некоторых других заболеваний нервной и нервно-сосудистой систем. Восточный массаж рекомендуется для восстановления нарушения кровообращения, чаще функционального, но также и органического происхождения, функций дыхания при различных болезнях легких и бронхов, функций органов пищеварения, органов малого таза. К общим противопоказаниям, исключающим применение любого массажа, относят острые лихорадочные и воспалительные процессы, рак, кровотечения, болезни крови, гнойные процессы, заболевания кожи и ее придатков инфекционной и невыявленной этиологии, тромбоз сосудов, аневризму, активную форму туберкулеза, остеомиелит, острую сердечно-сосудистую недостаточность и выражаемые формы психических болезней. Особенно противопоказано пальцевое надавливание при острых воспалительных процессах и опухолях. Восточный массаж практически не вызывает побочных явлений. При умелом применении он дает хороши лечебный эффект, особенно при заболеваниях функционального характера. Результаты лечения в основном зависят от правильного выбора точек и метода воздействия, правильной дозировки раздражения. Теоретические основы точечного массажа с древневосточных позиций тождественны теоретическим основам иглоукалывания и прижигания: учение о меридианах, жизненной энергии, гармония инь-ян, концепция пять первоэлементов, основные синдромы болезненных состояний, терапевтическое значение меридианов и жизненных точек. По древневосточным представлениям, как указывалось выше, помимо 14 основных меридианов, имеется еще 12 так называемых мышечно-сухожильных меридианов. Эти меридианы объединяют мышцы и сухожилия, каждый из них связан с основным меридианом, траекторию которого он в той или иной мере повторяет. В отличие от основного меридиана мышечно-сухожильный меридиан имеет более широкий путь, который пролегает поверхностно. Однако некоторые мышечно-сухожильные меридианы имеют и внутренние участки своей траектории, хотя и не связанные с внутренними органами. Мышечно-сухожильные меридианы также разделяются на инь и ян и имеют названия, идентичные основным меридианам, с которыми они связаны. Они важны при лечении массажем нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно суставов. По древним представлениям, суставы - это ограда, которая контролирует циркуляцию чи и крови, поэтому около суставов располагаются важные точки меридианов; боль в суставе означает блокирование движения энергии, что можно снять массажем и восточной гимнастикой. Все мышечно-сухожильные (мышечно-суставные) меридианы парные, начинаются от пальцев рук или ног, охватывают суставы конечностей, распространяются от пальцев рук или ног, охватывают суставы конечностей, распространяются по туловищу и голове. На голове объединяются три ян-меридиана ног и три ян-меридиана рук, в области нижней части живота три инь-меридиана ног, на передней поверхности груди три инь-меридиана рук. Следует сказать несколько слов о дыхательной гимнастике ци-гун. Д ыхательная гимнастика ци-гун является важным элементом восточной народной медицины и рассматривается как одно из главных средств для поддержания и укрепления здоровья, а также лечения многих болезней. Врачи прошлого требовали избегать неумеренности, вести простую, спокойную жизнь, указывали на важность отдыха для психики человека. Именно отдых, покой и релаксация важны в медитативно-дыхательных упражнениях. При помощи этих упражнений необходимо достичь внутреннего естественного состояния покоя, так как только тогда возможно истинное, неискаженное восприятие окружающего и слияние тела и разума в единое целое. Психосоматические факторы признавались и учитывались в древне-восточной медицине. Например, в Хуанди нэй-цзин написано, что семь психических состояний - гнев, радость, печаль, раздумье, горе, страх и ужас в чрезмерной мере - наносят вред организму. Другими словами, стрессовые ситуации и психические травмы могут вызывать функциональные нарушения с соматическими формами патологии, известно, например, какую роль в этиологии атогенеза язвенной и гипертонической болезни играют стрессовые ситуации. Медитативно-дыхательные упражнения состоят из двух взаимосвязанных и одновременно протекающих компонентов: физического - дыхательных упражнений и психологического медитативных упражнений. Термин медитация определяется в философской энциклопедии как умственное действие, направленное на приведение психики человека в состояние углубленной сосредоточенности, на достижение уравновешенности ума и реактивности психики. Благодаря определенной последовательности умственных актов достигается устранение крайних эмоциональных проявлений и значительное снижение реактивности организма на отдельные внутренние переживания и внешние раздражители. Умонастроение человека при этом приобретает некоторую спокойную приподнятость, а соматическое состояние обосновывают меди-тативно-дыхательные упражнения с позиций современной медицины и физиологии, функция внешнего дыхания находится в прямой зависимости от состояния центральной нервной системы. Физиологическими исследованиями показано, что импульсы из дыхательного центра, распространяясь по центральной нервной системе, оказывают влияние на тонус коры головного мозга, динамику корковых потенциалов и периодику ритмов, возникающих при переходе организма от покоя к физической активности и наоборот, т.е. влияют на психическую деятельность человека. Произвольная регуляция функций аппарата дыхания имеет исключительно важное значение для обеспечения нормального функционирования внутренних органов и систем и высшей нервной деятельности. Дыхательный центр благодаря интерно-и проприоцептивной импульсации, возникающей при дыхательном акте, оказывает мощное влияние на нервную, мышечную и сердечно-сосудистую деятельность. Подавление импульсации дыхательного центра, возникающее в результате произвольной регуляции дыхания во время медитативно-дыхательных упражнений, ведет к торможению

1390575141232476.html
1390805193860623.html
1390846361041311.html
1390926590036116.html
1391045654493668.html