А. В. Теория государства и права в схемах, определениях и комментариях: учебное пособие - страница 16

^ 11.3. Понятие, структура и виды правосознания

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву. Правосознание - это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т.п. Структура правосознания включает в себя два элемента:

1) правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектами права);

2) правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).

Правовая идеология - главный элемент в структуре правосознания.


Схема 11.4


┌───────────────────────────┐

│ ^ Структура правосознания │

└─────────────┬─────────────┘



┌───────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐

│ Правовая психология ├───┴───┤ Правовая идеология │

└───────────────────────────┘ └───────────────────────────┘


По уровню (содержанию) правосознание подразделяется на:

- обыденное (массовые представления людей, настроения "по поводу" права, возникающие под влиянием жизненного опыта);

- профессиональное (чувства, убеждения, традиции, складывающиеся у юристов на основе юридической практики);

- научное (идеи, понятия, концепции, выражающие теоретическое освоение права).


Схема 11.5


┌───────────────────────────┐

│ ^ Виды правосознания │

└─────────────┬─────────────┘



┌───────────────────────────┐ │ ┌───────────────────────────┐

│ по степени общности ├───┴───┤ по уровню │

└──────────────────────────┬┘ └┬──────────────────────────┘

│ │

┌───────────────────────────┐ │ │ ┌───────────────────────────┐

│ Индивидуальное ├─┤ ├─┤ Обыденное │

└───────────────────────────┘ │ │ └───────────────────────────┘

│ │

┌───────────────────────────┐ │ │ ┌───────────────────────────┐

│ Групповое ├─│ ├─┤ Профессиональное │

└───────────────────────────┘ │ │ └───────────────────────────┘

│ │

┌───────────────────────────┐ │ │ ┌───────────────────────────┐

│ Массовое ├─┘ └─┤ Доктринальное │

└───────────────────────────┘ └───────────────────────────┘

^ 11.4. Правовая культура: понятие и структура

Правовая культура личности - это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности тесно связана с правосознанием, опирается на него. Но она шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Не всякого индивида, знающего и понимающего юридические нормы, можно считать правокультурным человеком. Таковым является только тот, у кого знания юридических правил сочетаются с потребностью соблюдения их предписаний, кто в своей деятельности им следует.

Таким образом, структура правовой культуры личности состоит из следующих элементов:

1) психологический (правовая психология);

2) идеологический (правовая идеология);

3) поведенческий (юридически значимое поведение).


Схема 11.6


┌──────────────────────────────────────────┐

│ ^ Структура правовой культуры личности │

└────────────────────┬─────────────────────┘







┌────────────────────────┐ │ ┌────────────────────────┐

│ Знание законов, прав │ │ │ Уважение │

│ и обязанностей ├───────┼───────┤ законов │

└────────────────────────┘ │ └────────────────────────┘



┌───────────┴────────────┐

│ Соблюдение законов │

└────────────────────────┘


Правовая культура общества - это уровень правосознания и правовой активности общества, степень прогрессивности юридических норм и юридической деятельности.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

1) уровень правосознания и правовой активности общества;

2) степень прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

3) степень прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности) (схема 11.7).

^ 11.5. Правовое воспитание: понятие, формы, методы

Правовое воспитание - это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры.

Правовое воспитание - сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:

- субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);

- объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);

- содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);

- методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);

- формы воспитания:

1) правовое обучение (состоит в передаче, накоплении и усвоении правовых знаний в школе, средних специальных и высших учебных заведениях);

2) правовая пропаганда (заключается в распространении правовых идей и правовых требований среди населения телевидением, радио, иными средствами массовой информации);

3) юридическая практика (способствует передаче юридической информации, знаний посредством участия граждан в процессе прежде всего правоприменительной деятельности и т.п.);

4) самовоспитание (связано с личным опытом, самообразованием, собственным анализом правовых явлений).


Схема 11.7


┌──────────────────────────────────────────────────────────┐

│ ^ Элементы структуры правовой культуры общества ├───┐

└──────────────────────────────────────────────────────────┘ │



┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Уровень правосознания и правовой активности общества ├───┤

└────────────────────────────────────────────────────────┘ │



┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Степень прогрессивности юридических норм ├───┤

└────────────────────────────────────────────────────────┘ │



┌────────────────────────────────────────────────────────┐ │

│Степень прогрессивности юридической деятельности ├───┘

└────────────────────────────────────────────────────────┘

и др.


Схема 11.8


┌──────────────────────────────────┐

│ ^ Формы правового воспитания ├───┐

└──────────────────────────────────┘ │



┌────────────────────────┐ │

│Правовое обучение ├───────────┤

└────────────────────────┘ │



┌────────────────────────┐ │

│Правовая пропаганда ├─────────┤

└────────────────────────┘ │



┌────────────────────────┐ │

│Юридическая практика ├───────┤

└────────────────────────┘ │



┌────────────────────────┐ │

│Самовоспитание ├─────┘

└────────────────────────┘


1394354344698355.html
1394470914678087.html
1394644193562573.html
1394718917307511.html
1394760034280297.html