Президент Республики Казахстан Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года n 1459 государственная программа - страница 4


(абзац изм. 16.11.2007)

Нормативный срок обучения по всем специальностям в бакалавриате составляет 4 года, кроме медицинских и зооветеринарных специальностей. Освоение образовательных учебных программ бакалавриата завершается итоговой государственной аттестацией с присвоением соответствующей академической степени бакалавра в той или иной области.

В дальнейшем бакалавр имеет возможность продолжить обучение в 1-2-х годичной магистратуре.

Послевузовское образование

В магистратуре подготовка будет проводиться по двум направлениям:

профильная углубленная подготовка,

научно - педагогическая подготовка.

Образовательные учебные программы магистратуры предусматривают фундаментальную образовательную, методологическую и исследовательскую подготовку и углубленное изучение дисциплин по узким направлениям науки.

Необходимо значительно увеличить объем средств на подготовку специалистов в магистратуре, а также обеспечить их эффективное использование.

Выпускникам магистратуры присваивается академическая степень "магистр". Магистры имеют право продолжить обучение в докторантуре или заниматься научно - педагогической и иной трудовой деятельностью.

Докторантура станет завершающим образовательным уровнем подготовки научных и научно - педагогических кадров высшей квалификации.

Срок обучения по докторским программам не менее 3 лет.

Лицам, освоившим программу докторантуры и защитившим докторскую диссертацию, присваивается академическая степень доктора философии (Ph.D), при освоении профильной докторантуры - доктора по профилю (медицины, музыки, образования, права и т.д.).

В докторантуру Ph.D трансформируются аспирантура, адъюнктура, соискательство, предоставление творческих отпусков, традиционная докторантура и все другие формы подготовки научных и научно - педагогических кадров.

Докторские программы обеспечат оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью, получение широкой научной, образовательной и методологической подготовки, академическую мобильность преподавателей и научных работников.

Интеграция образования и науки продолжится в следующих направлениях:

концентрация ресурсов на приоритетных научных направлениях;

создание учебно - научных организаций, научных лабораторий, в вузах и филиалов кафедр вузов в научных организациях, технопарков;

cовместное проведение научных исследований вузами и научными организациями, являющимися администраторами научных программ.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации

педагогических кадров

В области подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров предполагаются:

восстановление и дальнейшее развитие системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров вузов на базе ведущих университетов;

обновление содержания образовательных учебных программ педагогических специальностей, создание вариативных моделей обучения;

введение в программы подготовки педагогических кадров непрерывной педагогической и психолого - педагогической практики на протяжении всех лет обучения;

переподготовка учителей - предметников по сокращенным образовательным учебным программам второй специальности, в том числе по государственному, иностранным и родным языкам, информатике, психологии;

введение для будущих учителей педагогической стажировки от трех месяцев до одного года с независимой профессиональной оценкой уровня их подготовки;

увеличение государственного заказа на подготовку специалистов по педагогическим специальностям для работы в 12-летней школе и организациях дошкольного, специального, дополнительного общего и профессионального образования;

разработка новой системы аттестации и переаттестации педагогов и руководителей, сертификации педагогической деятельности учителя;

совершенствование механизмов стимулирования труда и закрепления педагогов на местах;

осуществление переподготовки и повышения квалификации учителей и руководителей организаций образования с учетом нового содержания образования, изменения технологий обучения и методик преподавания;

осуществление подготовки руководителей организаций образования по программам менеджмента в образовании;

повышение квалификации и переподготовка преподавателей государственных высших учебных заведений на основе межвузовских, международных договоров и программ.

При подготовке педагогических кадров для дошкольных организаций будет предусмотрена возможность дополнительной специализации: педагогика - психология работы с детьми дошкольного возраста, менеджмент дошкольного образования, иностранный язык для детей дошкольного возраста, педагогика дополнительного образования.

Образовательные учебные программы будут ориентированы на подготовку полиязычного учителя, владеющего инновационными педагогическими технологиями, навыками поисковой, исследовательской и творческой деятельности, информационными и дистанционными технологиями обучения.

Информатизация образования

Основными направлениями реализации блока информатизации являются:

совершенствование нормативной правовой базы по внедрению ИКТ в учебный процесс;

дальнейшая компьютеризация организаций среднего образования для достижения мировых показателей обеспеченности компьютерной техникой;

подключение к сети Интернет организаций среднего образования;

разработка и внедрение технологий дистанционного обучения на всех уровнях образования;

создание образовательных информационных ресурсных центров в регионах и образовательного портала министерства;

обеспечение организаций среднего образования электронными учебными изданиями в соответствии с образовательными учебными программами;

объединение портала и ресурсных центров регионов на базе единой транспортной среды государственных органов;

внедрение информационной системы мониторинга, анализа и управления организациями образования.

Реализация указанных направлений обеспечит повышение уровня качества образования за счет внедрения информационных коммуникационных технологий в учебный процесс и принятия управленческих решений на основе достоверных данных мониторинга и анализа состояния образования.

Национальная система оценки качества образования

Для реализации задач национальной системы оценки качества образования (далее - НСОКО) будут:

осуществлена институциональная оценка качества образования по всем его уровням;

внедрены процедуры внутренней и внешней оценки качества образования, учебных достижений обучающихся;

разработана система индикаторов образования;

усовершенствованы стандартизированные оценочные средства и инструменты, определяющие уровень учебных достижений обучающихся;

создана инфраструктура, осуществляющая оценку качества образования;

повышены квалификационные требования к руководящим должностям организаций образования.

Для внешней оценки организаций образования предусматриваются процедуры лицензирования, государственной аттестации, аккредитации, единого национального тестирования, промежуточного государственного контроля, а также процедуры ранжирования организаций образования всех типов и видов и присвоения квалификации обучающимся в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.

(абзац изм. 16.11.2007)

Внутренняя оценка предусматривается в форме самооценки (самоаттестации), менеджмента качества, текущего контроля успеваемости, оценки образовательных достижений обучающихся, осуществляемых в организациях образования.

(абзац изм. 16.11.2007)

Централизованное тестирование обучающихся будет проводиться на базе стандартизированных заданий, разрабатываемых в соответствии с государственными общеобязательными стандартами всех уровней образования.

Государственный контроль образовательных достижений обучающихся в форме промежуточного государственного контроля будет проводиться при завершении начального образования (4 класс), основного среднего образования (10 класс), после второго (для медицинских специальностей после третьего) курса высших учебных заведений.

(абзац изм. 16.11.2007)

Функционирование НСОКО будет поддерживаться соответствующей инфраструктурой.

Национальный центр государственных стандартов образования и тестирования (НЦГСОТ) проводит внешнюю оценку учебных достижений обучающихся на всех уровнях и ступенях образования в форме централизованного тестирования, обеспечивает методологическое, технологическое, техническое сопровождение, организует разработку государственных общеобязательных стандартов образования и программ, создает научную, методологическую и методическую базу для разработки содержания образовательных стандартов.

Национальный центр оценки качества образования (НЦОКО) осуществляет мониторинг состояния системы образования, участвует в разработке стратегии развития сферы образования в Республике Казахстан, создает статистическую базу данных для осуществления анализа и оценки качества, объединяет информационные ресурсы в единую систему мониторинга сферы образования и готовит ежегодный национальный доклад о состоянии образования в Республике Казахстан.

Национальный аккредитационный центр (НАЦ) проводит институциональную аккредитацию вузов и аккредитацию профессиональных образовательных учебных программ, разрабатывает согласованные критерии и процедуры аккредитации для гармонизации оценки качества с условиями Болонского процесса, осуществляет процедуры признания и нострификации документов об образовании, выданных зарубежными организациями образования, участвует в международных программах по обеспечению качества.

Центр сертификации, менеджмента качества и консалтинга (ЦСМКК) осуществляет внедрение и сертификацию в вузах систем менеджмента качества на основе стандартов ISO серии 9000 и 14000, разработку учебно - методической и нормативной документации в области менеджмента качества.

Республиканский центр подтверждения и присвоения квалификации (РЦППК) будет проводить независимую оценку профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации рабочих кадров и специалистов технического и обслуживающего труда.


6. Необходимые ресурсы и источники финансирования


Для создания условий перехода на новую модель казахстанского образования необходимо укрепление экономического базиса. Общая сумма расходов, необходимых для реализации Программы, составит 330812,0 млн. тенге в базовых ценах 2004 года (таблица 8).


Таблица 8

(млн. тенге)


----------------T-------T-------T-------T-------T-------T-------T--------¬

¦ ¦2005 ¦2006 ¦2007 ¦2008 ¦2009 ¦2010 ¦Всего ¦

+---------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+--------+

¦Республиканский¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бюджет ¦23379,8¦34036,9¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦32150,8¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦26216,8¦29484,4¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦30501,1¦175769,8¦

¦Местный бюджет ¦18022,4¦19477,3¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦21705,1¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦31552,5¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦32115,6¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦32169,3¦155042,2¦

¦Государственный¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦бюджет ¦41402,2¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦53514,2¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦53855,9¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦57769,3¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦61600,0¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦62670,4¦330812,0¦

L---------------+-------+-------+-------+-------+-------+-------+---------


Объемы финансирования Программы в 2006 - 2010 годы будут уточняться при планировании республиканского и местных бюджетов на соответствующий финансовый год.


7. Ожидаемые результаты от реализации и индикаторы

Программы


Программа будет реализовываться поэтапно.


Первый этап (2005 - 2007 годы)


Будет создана унифицированная система управления образованием на региональном уровне.

В системе дошкольного воспитания и обучения будут разработаны нормативная правовая база и научно - методические основы по развитию организаций дошкольного образования как социального института, предоставляющего женщинам возможность работать и оказывающего поддержку социально незащищенным и малообеспеченным семьям.

Будут разработаны нормативные правовые акты по льготному налогообложению предприятий, реструктуризации сельских школ как полифункциональной организации образования с целью создания в них комплексов "школа - детский сад", а также создан Республиканский научно - практический центр "Дошкольное детство".

Расширится сеть дошкольных организаций за счет строительства детских садов и создания дошкольных мини - центров на базе организаций образования.

В системе специального образования:

расширится охват детей с ограниченными возможностями;

сохранится и расширится сеть специальных коррекционных организаций образования;

будет создана единая форма учета детей с ограниченными возможностями;

расширится доступ к допрофессиональной и профессиональной подготовке детей с ограниченными возможностями.

В системе дополнительного образования:

увеличится занятость несовершеннолетних в свободное от учебы время;

увеличится участие школьников в объединениях по интересам;

снизится число детей с асоциальным поведением.

В среднем образовании будут:

созданы нормативные правовые и организационные условия перехода на 12-летнее обучение;

создан научно - методический центр "Учебник";

создана система внешней текущей и итоговой оценки;

изменены принципы организации обучения и роли ученика в нем от пассивного "получателя" знаний, умений и навыков к активному субъекту образовательного процесса;

создана система вовлечения всего общества в процесс обсуждения ожидаемых результатов школьного обучения и путей их достижения на основе данных мониторинга;

усовершенствована методическая служба путем восстановления методических кабинетов при районных отделах образования;

внедрены новые педагогические, информационные и здоровьесберегающие технологии обучения.

Ежегодно будут проходить повышение квалификации 54 тысячи педагогов, в том числе 31 тысяча за счет средств государственного бюджета.

Строительство сельских школ будет осуществляться в рамках Государственной программы развития сельских территорий. Кроме этого дополнительно за счет средств республиканского бюджета будет осуществляться строительство 7 школ в 2005 году, 8 школ в 2006 году и 11 школ в 2007 году в городской местности.

В 2005 - 2007 годы будут построены две школы - интерната для детей с нарушением зрения, что позволит охватить обучением 500 нуждающихся детей.

Предполагается отремонтировать в 2005 году 780, в 2006 году - 880, в 2007 году - 970 объектов образования.

До 2010 года 6238 организаций образования будут обеспечены лингафонными и мультимедийными кабинетами, что будет способствовать улучшению языковой подготовки учащихся.

(абзац изм. 24.05.2006)

Коррекционные организации образования будут обеспечены специальными техническими и компенсаторными средствами для обучения детей - инвалидов.

Увеличение сети внешкольных организаций позволит довести охват детей дополнительными программами до 20 - 25 %. Такая мера поможет решить проблему занятости несовершеннолетних в свободное от учебы время и снизить число детей и подростков с асоциальным поведением.

В профессиональном образовании:

будет создана нормативная правовая основа привлечения реального сектора экономики к организации подготовки профессиональных кадров;

повысятся доступность и престиж профессионального образования для удовлетворения потребностей рынка труда и общества (доля выпускников школ, которые продолжат обучение в организациях технического и профессионального образования, составит не менее 30 %);

укрепятся связи системы технического и профессионального образования с работодателями и субъектами малого и среднего бизнеса, повысится эффективность сотрудничества субъектов социального партнерства;

будут созданы новая учебная, учебно - методическая литература, средства обучения, соответствующие современным требованиям работодателей и ГОСО;

будет внедрена кредитная система обучения, обеспечена гармонизация образовательных учебных программ технического и послесреднего образования с программами высшего образования;

расширится применение ИКТ в образовательном процессе;

количество компьютеров в учебных заведениях технического и профессионального образования будет доведено до соотношения 25 учащихся на 1 компьютер;

будет создана система содействия трудоустройству молодых специалистов, их переподготовки (включая развитие целевой контрактной подготовки), формирования готовности к профессиональному самоопределению, в том числе к открытию собственного дела;

будет укреплена материально - техническая база государственных учебных заведений технического и профессионального образования;

будет создана независимая система оценки профессиональной подготовленности, подтверждения и присвоения квалификации рабочих кадров и специалистов технического и обслуживающего труда.

В системе высшего и послевузовского образования будут создаваться условия по присоединению Казахстана к Болонскому процессу.

В результате повышения квалификационных требований к кадровому и материально - техническому обеспечению вузов будет упорядочена сеть гражданских высших учебных заведений и их филиалов.

Будет ежегодно разрабатываться до 100 наименований учебников, учебно - методических пособий и учебно - методических комплексов для вузов (при этом около 30 % на государственном языке), приобретаться более 300 наименований зарубежной учебной литературы, в том числе по дисциплинам новых образовательных учебных программ магистратуры и докторским Ph.D программам. Учебная литература будет распределяться на наиболее приоритетные специальности, прежде всего технические, технологические, аграрные, ветеринарные и педагогические.

Будут осуществлены поэтапная трансформация аспирантуры, традиционной докторантуры в докторантуру Ph.D и полный переход на трехуровневую систему подготовки кадров (бакалавриат - магистратура - докторантура). Ежегодный прием по новым программам по государственному заказу в магистратуру будет составлять более 2500 человек, в докторантуру Ph.D - 100 человек. На базе 5 вузов будут созданы центры по подготовке докторов Ph.D в партнерстве с ведущими зарубежными вузами, имеющими аккредитованные докторские программы. Для обучения по программам высшего и послевузовского профессионального образования в ведущие зарубежные вузы ежегодно будут направляться 3 тысячи граждан Казахстана.

(абзац изм. 24.05.2006)

Будут:

обновлены образовательные учебные программы высшего и послевузовского образования, обеспечена фундаментальность, широкопрофильность, творческий уровень усвоения и применения предметных знаний;

обеспечены условия для активной самостоятельной работы студентов, индивидуального выбора траектории обучения, академической мобильности обучающихся, преподавателей;

внедрены системы менеджмента качества, созданы условия для аккредитации профессиональных образовательных учебных программ вузов;

обеспечено участие работодателей и других социальных партнеров в решении проблем высшего образования, в том числе в разработке образовательных стандартов, согласующихся с современными квалификационными требованиями, в формировании заказа на подготовку специалистов, организации производственной практики и стажировки студентов;

усовершенствован механизм формирования студенческого контингента с целью отбора наиболее подготовленной молодежи;

повышен уровень доступности высшего образования путем увеличения количества образовательных грантов и создания новой модели кредитования обучения студентов;

повышена эффективность, улучшено качество, сокращены сроки подготовки научно - педагогических кадров высшей квалификации через усиление преемственности, обеспечение непрерывности, а также оптимальное сочетание образовательного и научного компонентов, образовательных учебных программ магистратуры и докторантуры Ph.D, что создаст условия для притока молодежи в науку;

внесены изменения и дополнения в лицензионные, аттестационные, аккредитационные требования, предъявляемые к вузам и научным организациям, в том числе в части обязательного наличия кадров, имеющих степени Ph.D;

внесены изменения и дополнения в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, квалификационные характеристики должностей работников научных организаций;

создан механизм, гарантирующий параллельное признание традиционных дипломов кандидатов и докторов наук и дипломов Ph.D;

созданы условия для развития элитарных вузов.

На базе ведущих университетов будут функционировать центры переподготовки и повышения квалификации преподавателей вузов. В этих центрах программами повышения квалификации будет охвачено более 10,3 тысячи педагогов.

В результате выполнения Программы будут созданы основы единой образовательной информационной среды, которая позволит:

сформировать основы единой системы информационного и научно - методического обеспечения развития образования;

создать на основе единой транспортной среды отраслевую информационную систему для эффективного управления объектами и процессами образования;

1405443362107903.html
1405506772442467.html
1405599477152816.html
1405775302386248.html
1405866932655256.html